Развитие ребенка зависит не только от того, как организован процесс воспитания и развития, но и где и в каком окружении он живет. Иначе говоря, правильно организованная взрослым среда, в которой живет ребенок, способствует его гармоничному развитию. Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности.
Под
развивающей предметно-пространственной средой понимают
естественную комфортабельную, уютную обстановку, рационально-организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно–творческую деятельность всех детей группы. Определяющим моментом в создании развивающей среды является педагогическая идея, цель, которой руководствуется образовательное учреждение. Достижение этой цели осуществляется через реализацию
образовательной программы.
В детском саду созданы все необходимые условия для осуществления успешного учебно-воспитательного процесса. В каждой группе детского сада, а их 11, – свой колорит, своя индивидуальная атмосфера творчества и уюта, позволяющая детям чувствовать себя любимыми, умными и самыми особенными! Ведь самое главное для ребёнка – быть любимым и успешным! И только для этого трудятся наши педагоги, учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал, помогая детям получить необходимые знания, умения и навыки, сформировать гармонично развитую личность и социально адаптированного члена общества!
Организация предметно-развивающей среды в нашем учреждении выстраивается в соответствии с
требованиями ФГОС. При создании развивающей среды педагоги учитывают особенности детей, посещающих эту группу, уровень их развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные особенности и др. Развивающая среда в дошкольном учреждении создается с учетом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и оформляется таким образом, чтобы ребенок в течение дня в детском саду мог найти для себя увлекательное дело, чувствовал себя комфортно. Особое внимание уделяется созданию условий для детей младшего дошкольного возраста, способствующих успешной адаптации, снижению уровня тревожности каждого ребенка.
Организованная в учреждении предметно-развивающая среда выполняет следующие функции:
- Инициирует познавательную и творческую активность детей
- Предоставляет ребенку свободу выбора форм активности,
- Обеспечивает содержание разных форм детской деятельности,
- Безопасна и комфорта,
- Соответствует интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка,
- Обеспечивает гармоничное отношение ребенка с окружающим миром.
Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
- содержательно-насыщенной;
- трансформируемой;
- вариативной;
- полифункциональной;
- доступной;
- безопасной.
Насыщенность РПП среды предполагает:
— разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе;
— соответствие возрастным особенностям и содержанию программы.
Полифункциональность материалов предполагает:
— возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.).
Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:
— от образовательной ситуации;
— от меняющихся интересов детей;
— от возможностей детей.
Вариативность среды предполагает:
— наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения);
— периодическую сменяемость игрового материала;
— разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми;
— появление новых предметов стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
— доступность для детей всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
— свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности;
— исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность среды:
— соответствие всех ее элементов по обеспечению надежности и безопасности, т.е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.
Учитывая требования ФГОС развивающая предметно – пространственная среда делится на пять образовательных областей, к каждой из которых относятся свои центры:
- Социально – коммуникативная (центр ПДД, центр пожарной безопасности, центр сюжетно-ролевых игр, уголок трудового воспитания)
- Познавательная (центр «Уголок Природы», центр сенсорного развития, центр конструктивной деятельности, центр математического развития, центр экспериментирования)
- Речевая (центр речевого развития или уголок речи и грамотности, центр Книги, логопедический уголок)
- Художественно – эстетическая (центр ИЗО или уголок творчества, центр музыкальной и театрализованной деятельности)
- Физическая (центр физического развития, спортивный уголок «Будь здоров!»)
Регулярно в Весточке проходят конкурсы, направленные на улучшение и совершенствование предметно-развивающей среды. И педагоги, и дети, и родители принимают активное участие в этих конкурсах. Ведь это способствует не только пополнению предметно-пространственной среды, но и воспитывает бережное отношение детей к игровому и учебному оборудыванию, способствует формированию личности ребёнка и является источником его знаний и социального опыта.
Лучший уголок уединения (смотр-конкурс)
Конкурс уголков конструирования
"Читай-сад" или смотр-конкурс книжных уголков
Учебно-методический и игровой комплекс по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах (по возрастам)
Трон для именинника и др.