Процесс овладения речью — сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выделяет отдельную область — «Речевое развитие» — и выдвигает требования к работе воспитателя в этой направленности. Помимо разработки и проведения типовых и интегрированных речевых занятий, перед педагогом дошкольного образовательного учреждения поставлена задача в организации предметно-пространственной среды в группе.
С целью развития и при необходимости корректировки речевых умений воспитанников всех возрастов оформляются несколько уголков — книжный и речевой.
1. Цель речевого уголка: способствовать созданию оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей.
Задачи:
- Формирование фонематического восприятия и слуха (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: ; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации).
- Развитие артикуляционной моторики (предметные картинки; артикуляционные схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках, дыхательные упражнения).
- Закрепление навыков правильного произношения звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки).
- Закрепление навыков, полученных на занятиях (магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; символы для звуко– буквенного анализа).
- Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий (предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие», «Что из чего сделано», «Овощи», «Одежда», «Посуда» и др.) .
- Развитие связной речи.
- Развитие мелкой моторики (игры с природным материалом, мозаика, веревочки, шнуровка).
2. Дети любят слушать рассказы воспитателя, чтение любимых произведений, рассматривать иллюстрации. Чтобы у детей выработался навык работы с книгой, в каждой возрастной группе должен быть оборудован центр книги (книжный уголок) — место для совместного с воспитателем изучения литературных произведений и самостоятельной деятельности детей.
Общими для всего процесса обучения в ДОУ задачами книжного уголка являются:
1. Образовательные задачи:
- создание положительной мотивации к обучению чтению;
- знакомство с произведениями устного народного творчества и авторскими произведениями;
- знакомство с классиками детской литературы;
- обучение поиску знаний в художественных текстах.
2. Развивающие задачи:
- формирование и развитие навыка восприятия образов художественной литературы и фольклора;
- развитие эмоционального отклика на содержание книг;
- развитие способности соотносить графическое изображение с прослушанным текстом;
- формирование мыслительных способностей: сравнения, анализа, выделения главного, формулировки выводов;
- развитие памяти и фантазии;
- стимулирование речевой активности, пополнение словарного запаса.
3. Воспитательные задачи
- привитие любви к литературе;
- воспитание бережного отношения к книге посредством изучения правил пользования книжным уголком и выполнение трудовых поручений;
- нравственное воспитание через знакомство с историями о вечных человеческих ценностях: добре, семье, дружбе, верности и т. д.
Литературные произведения, подбираемые в книжный уголок, должны быть разнообразными по жанру, тематике и содержанию. Книги и занятия в книжном уголке соответствуют возрастным особенностям детей.