Как известно, одной из важных задач воспитательного процесса в ДОУ является формирование и развитие эмоционально-волевой сферы личности ребёнка. Организация образовательного процесса формируется на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему, как к сознательной, самостоятельной личности.
Согласно существующим требованиям, при организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, является необходимым создание комфортных условий не только для активной деятельности воспитанников, совместных игр, программных занятий, но и для психологической разгрузки, отдыха детей. Одной из наиболее эффективных форм работы в данном направлении является создание на базе группы Уголков психологической разгрузки («уголков уединения»).
Уголок уединения- это место для покоя и отдыха, личных секретов и фантазий. Это место, где можно вспомнить свою семью, погрустить и подумать, успокоится и расслабиться.
Уголок психологической разгрузки призван решать одну из важных задач стандарта дошкольного образования – создания благоприятных условий для реализации индивидуальной потребности ребёнка в покое. В соответствии с этой задачей в нашем детском саду с 23-28 ноября был проведён смотр-конкурс «Уголков психологической разгрузки».
Целью данного конкурса является создание условий для сохранения психологического здоровья каждого ребенка.
Исходя из поставленной цели данный конкурс решает следующие задачи:
1. Активизация деятельности педагогического коллектива по оформлению и грамотному использованию материалов психологических уголков для полноценного психофизического развития дошкольников;
2. Привлечение родителей к организации образовательной среды для детей в группах дошкольной организации.
3. Повышение компетентности педагогов в вопросах организации развивающей предметно-пространственной среды.
Среди основных критериев оценки уголков уединения были такие, как:
- наличие в группе зоны для психологической разгрузки;
- наличие материала для снятия агрессии;
- наличие материала для саморегуляции;
- наличие эмоционально-развивающих игр, направленных на обучение детей безконфликтному общению;
- наличие материала, направленного на повышение самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей;
- наличие материала для обучения детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям;
- эстетичность оформления психологического уголка;
-креативность и оригинальность в оформлении уголка;
-экологичность и безопасность используемых материалов;
- соблюдение санитарно-гигиенических требований;
- презентация уголка уединения педагогами группы;
- рассказ детей о уголке уединения.
Педагоги совместно с родителями и детьми проявили творческий подход в создании уголков уединения, тщательно продумали их внешний вид, форму и наполняемость с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей каждой возрастной группы. Все постарались на славу! Вигвамы и шатры, тканевые и пластиковые домики, палатки и ширмы, представленные, как уголки психологической разгрузки, нашли свое место в каждой группе нашего детского сада. А всевозможные «кричалки» и «мирилки», различные дидактические игры, направленные на развитие коммуникативных навыков и обучение бесконфликтному поведению – лишь малая часть атрибутики уголков уединения, представленных на суд жюри.
Каждая вещь, представленная в уголках, несет определённую функцию и значение. Так, например, на мягкие красивые подушки ребёнок всегда сможет прилечь и отдохнуть; массажные мячики хорошо снимают мышечное напряжение, а игрушки-мякиши позволяют детям успокоится и расслабиться; калейдоскопы непременно повысят настроение, а мягкие игрушки-обнимашки станут верным другом ребенку.
Каждая группа смогла создать неповторимый «маленький мир» для уединения, находясь в котором ребёнок чувствовал бы себя спокойно, комфортно и безопасно.
Не менее интересными и познавательными были презентации уголков уединения. Ребята наперебой рассказывали о всех играх и игрушках, населяющих уголок, о том, как им нравится отдыхать в «домике», показывали фотографии любимой семьи.
Для подведения итогов смотра-конкурса было сформировано жюри в составе:
Председатель жюри – заведующий Искандырова Т.А.
Члены жюри:
Зам.зав по УВР Домнина А.Е.
Зам. Зав. По УВР МБДОУ «Детский сад №408 г. Челябинска» Горянская Н.В.
Педагог-психолог Мальтиникова Н.П
Педагог-психолог Севрюгина Е.А.
Стоит заметить, что все уголки уединения были оформлены замечательно, и жюри предстоял непростой выбор. Но тем не менее, по мнению компетентного жюри, места распределились следующим образом:
I место – группы №7, №12, №5, № 2
II место - группы №10, №6
III место - №1, №8, №9
Поздравляем победителей!!!
И выражаем благодарность нашим детям, родителям и педагогам за поддержку идеи конкурса,
творческие мысли, изготовление нестандартного игрового оборудования, любовь к детям и детскому саду!