Художественные и эстетические качества являются качествами приобретаемыми. Привитие нравственных ценностей, чувства прекрасного, способности воспринимать произведения искусства происходит постепенно. Цель художественно-эстетического развития дошкольников — формирование у них эстетического идеала и художественного вкуса, а также способности к творчеству.
Задачи художественно-эстетического развития:
- Приобретение теоретических знаний:
- Развитие эстетического восприятия объектов окружающего мира и художественных образов.
- Развитие интереса к мировой художественной культуре.
- Формирование потребности в красоте.
- Воспитание эстетического вкуса и чувства гармонии.
- Формирование практических умений:
- Развитие творческих способностей.
- Формирование положительной мотивации к продуктивному творчеству.
- Побуждение к самостоятельному экспериментированию с материалами и инструментами для создания художественных образов.
Для реализации задач художественно-эстетического развития в детском саду педагог в качестве воспитательных и обучающих средств использует окружающую дошкольников среду (помещение, игрушки, предметы интерьера). Предметно-пространственная среда образуется в виде центров познавательной и творческой активности:
1. Центр изобразительного искусства. Создание в группе детского сада уголка изобразительного искусства благоприятствует обстановке для творческой активности детей, способствует возникновению и развитию самостоятельной художественной деятельности у детей дошкольного возраста. В данном уголке находятся репродукции картин, уменьшенные копии архитектурных и скульптурных объектов, игрушки, посуду и предметы интерьера в народном стиле (гжель, хохлома, жостово, дымковская и каргопольская игрушка, скопинская керамика и др.). В центре искусства предусматривается место для детского продуктивного творчества — за столами или партами. На полках стеллажей в уголке искусства хранятся инструменты и материалы для практической деятельности: бумага различной текстуры, цвета и размера, картон, пластилин, краски (акварель, гуашь), карандаши, кисти, ножницы, клей, фурнитура и природный материал для украшения поделок и другое. Неотъемлемая часть уголка ИЗО — дидактические игры данной направленности. С целью знакомства родителей с творчеством своих малышей организуются выставки детских работ в раздевалке или у входа в группу.
2. Театральный уголок. Уголок театрализации — это часть развивающей среды в оснащении группы, призванная сплотить ребят общей игровой деятельностью, в которой они смогли бы продемонстрировать все грани своего характера, возможно, ещё не известные им самим. Наполнение театрального уголка должно быть понятно детям, то есть они должны уметь взаимодействовать с куклами, манипулировать ими. стандартный (то есть для общеобразовательных групп) театральный уголок включаются: декорации для инсценировок сказок, наборы кукольного, настольного, теневого, пальчикового театров, ширмы, маски и костюмы персонажей для детей, парики, аквагрим. В нехоторых группах есть и импровизированные сцены для творческих постановок детей.
3. Музыкальный уголок. В центре музыкального развития воспитатель проводит занятия в групповой форме: дети совместно с педагогом вспоминают танцевальные движения, разучивают песни, продолжают знакомиться с творчеством известных композиторов. Атмосфера и содержание уголка побуждают воспитанников к самостоятельному изучению музыкальных инструментов, проявлению творческих способностей в танце, пении, сочинении мелодий. В зоне музыкального искусства находится проигрыватель и коллекция аудиозаписей (детские, праздничные песни, записи звуков и голосов природы с инструментальным сопровождением), инструменты: погремушки, трещотки, ксилофон, ложки, колокольчики, дудочки, свистульки, барабан, балалайка, бубен и другие.
Центры художественно-эстетического развития в помещении группы оформляются с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Материальная база пополняется с каждым годом обучения в детском саду.