Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении нового. Однако ребёнок учится не только получать информацию, но и пользоваться приобретёнными знаниями.
В соответствии с ФГОС познавательное развитие включает следующие цели и задачи:
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Познавательное развитие реализуется в следующих направлениях:
1. Центр природы или природный уголок служит местом для саморазвития дошкольников. У детей формируются предпосылки экологического сознания, развивается экологическая культура, познавательный интерес к экологии, проблемам природы, желание и стремление разрешить некоторые из экологических проблем, доступными ребенку – дошкольнику средствами.
В уголке содержатся растения, требующие разных способов ухода, необходимое оборудование для трудовой деятельности (передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы), детские поделки из природного материала, экспонаты природы, фигурки животных, книги и дидактические игры о природе...
2. Центр познавательной и исследовательской деятельности, который может быть совмещён с центром природы. Задача данного центра - развитие познавательно – исследовательской деятельности детей, обогащение представлений об окружающем мире, что в конечном счёте обеспечит успешное интеллектуальное и личностное развитие ребёнка
Для детского исследования и экспериментирования необходимы самые разнообразные природные и бросовые материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, микроскопы, глобус, а также лабораторное оборудование – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития подбирается специальная детская литература, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов, бланки для результатов опытов и открытий. Важно, чтобы материальная база и набор инструментов соответствовали возрастной категории детей.
2. Сенсомоторный уголок в группе предназначен:
- Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, вкус, обоняние, тактильное ощущение);
- Для развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности.
- Для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей.
- Создание положительного эмоционального фона, повышение работоспособности ребёнка.
- Активизация когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти).
- Повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
Все предметы и материал сенсорного уголка направлены на развитие всех органов чувств ребёнка:
- Зрение (картинки-иллюзии, картинки-штриховки, картинки-прятки и т.п.)
- Слух (кассеты и диски со звуками: крики домашних животных и птиц, звуки транспорта и т.д., приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки и другие приспособления, издающие интересные звуки).
- Осязание (кусочки меха, ткани, бумаги, различные материалы с разной фактурой, предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда), выпуклые буквы, цифры, различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки и др.).
- Обоняние (естественные, природные запахи (кофе, мята, апельсиновые корки и др.)
- Вкус (стаканчики, формочки, тарелочки, шпажки для подачи детям различных вкусов)
3. Центр «Математики» - имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно — знаковый материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, пгеометрическими фигурами, математическими дидактическими играми и др.
4. Центр конструирования способствует развитию конструкторских способностей. Центр может быть достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что любой конструктор легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности.
5. Уголок "Космоса". В некоторых группах для расширения кругозора детей создается уголок "Космоса". Здесь представлены функциональные модели (луноход, космическая ракета); макеты («Солнечная система», «Чёрная дыра», «Млечный путь»); иллюстрированные энциклопедии; фотоколлажи и плакаты на тему «Космос»; материалы для проведения опытов и моделирования.