В рамках реализации концепции «ТЕМП: масштаб – город Челябинск".
16 ноября в рамках реализации Концепции образовательного проекта «ТЕМП: масштаб – город Челябинск» в МБДОУ "ДС № 425 г. Челябинска" прошел семинар педагогов Цапкиной Екатерины Валентиновны и Ахметжановой Дины Валеевны на тему "Логические игры для развития конструктивных навыков докшкольников".
Семинар состоял из двух частей - практической и теоретической. В ходе теоретической части ведущие семинара напомнили участникам о существовании эффективных методик развития конструктивного мышления. На этот раз речь не шла о блоковых конструкторах, типа, "лего". Им у нас посвящена отдельная тема и целый ряд связанных с "лего" мероприятий.
Но есть ведь и другие виды игрушек для развития конструктивного мышления, о которых многие незаслуженно забывают. А тем не менее они очень просты, удобны в использовании, эффективны, а многие можно даже сделать своими руками. Кстати, одной из задач семинара было не только напомнить педагогам, как работать с таким материалом, но и показать, как данной идеей можно заинтересовать родителей, чтобы развитие конструктивного мышления не оставалось лишь в стенах детского сада, а вырывалось на свободу и приобретало дома еще более яркое индивидуальное креативное выражение в продуктах деятельности - построенных проектах.
Для начала все вспомнили, что такое, собственно, развитие конструктивных навыков. Оказывается, оно затрагивает целый ряд психических процессов: развитие логического мышления, развитие пространственного мышления, развитие воображения, развитие памяти. Активно способствуют всему этому логико-математические игры, такие как рассмотренные на мероприятии "Кубики Никитина", логическая игра "Сложи узор", интеллектуальная игра "Сложи квадрат", а также древняя игра "Танграм".
Все эти виды конструтора могут применяться не только в детской игре, но и в ходе образовательной, совместной деятельности и даже "головоломки" для взрослых, поскольку уровень сложности данных материалов и комбинаций с их использованием практически не имеет границ.
Игра "Головоломка Никитина" или "Кубики Никитина" учит мыслить пространственными образами (объемными фигурами), умению их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками. Видимо, поэтому к ней так неравнодушны и школьники, и взрослые.Она имеет несколько уровней сложности, который следует осваивать постепенно.
Правила игры в “KB” очень просты: положив перед собой рисунок-задание, малыш строит из фигурок точно такую же модель, как нарисованная. Сложность здесь в выборе нужных фигур и в их положении относительно друг друга.
Но построение моделей по рисункам-заданиям является закладкой фундамента для основной, творческой работы. Она начинается с того момента, когда ребенок начинает придумывать и складывать новые модели, каких нет в книге. Вот этим, действительно, можно и нужно восторгаться, всячески поддерживать и поощрять. Фигурки для игры обладают почти неисчерпаемыми возможностями разнообразных сочетаний и позволяют составлять громадное количество различных моделей или разных вариантов одной и той же модели. Например, уложить 7 фигурок в куб можно несколькими десятками способов!!!!
Логическая игра "Сложи узор" состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия..
В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий.
- Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков.
- Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют.
- И, наконец, третье – придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнять уже творческую работу.
Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне. В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, что чрезвыйчано важно для любого вида интеллектуальной деятельности,а также способность к комбинированию, необходимую для конструкторской работы.
Интеллектуальная игра "Сложи квадрат".Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Постепенное усложнение заданий - деление квадрата на большее количество разных по форме частей, окрашивание квадрата в оттенки цветов - позволяет ребенку продвигаться самостоятельно, делая излишним подсказку и объяснение.
И, наконец, вершина усложнения игры и безграничное ее расширение – придумывание и изготовление новых квадратов к уже имеющимся 24. В игре квадраты разрезаны только по прямым линиям, а ведь можно разрезать, используя окружность и ее части или другие кривые, иначе располагать линии разреза, изменять число частей, на которые делится квадрат, и т. д. и т. п. Здесь открывается необъятное поле деятельности для творческой фантазии и детей, и взрослых. Сколько новых “квадратов-головоломок” еще можно создать!
Танграм - старинная восточная головоломка из фигур, получившихся при разрезании квадрата на 7 частей особым образом: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. В результате складывания этих частей друг с другом получаются плоские фигуры, контуры которых напоминают всевозможные предметы, начиная от человека, животных и заканчивая орудиями труда и предметами обихода. Такого рода головоломки часто называют "геометрическими конструкторами", "головоломками из картона" или "разрезными головоломками".
С танграмом ребенок научится анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, визуально разбивать целый объект на части, и наоборот - составлять из элементов заданную модель, а самое главное - логически мыслить. Самый легкий вариант для детей дошкольников 4-5 лет - собирать фигуры по расчерченным на элементы схемам (ответам), как мозаику.
В ходе практикума аудитория из воспитателей занималасб вполне себе детской задачей - взрослые складывали по схемам фигуры и узоры, учились самыми разными способами эффективно использовать представленный игровой материал в разных видах работы с детьми, сами придумывали схемы, которые затем можно будет раздать родителям для работы с ребенком дома.
В общем, педагоги были довольны таким деловым мероприятием в игровой форме. Они поблагодарили идейных вдохновителей и воодушевленно разошлись в группы, уже представляя, как полученные знания они применят в своей практике.