Не важно, когда ребенок пойдет в школу: через несколько лет или в сентябре. Пока он не прочувствовал влияния школьной программы, он впитывает в себя интересную информацию, как губка, радостно придумывает что-то новое, проявляет инициативу и креативность. Развивайте его творческие способности: от этого зависят его будущие успехи в школе!
Хотите, чтобы ребенок мыслил не стереотипно, высказывал оригинальные идеи, легко ориентировался в мире, который быстро меняется? Тогда – за дело! Важно приступить к развитию творческих способностей грамотно. Когда?
С первых дней жизни! Не ленитесь и старайтесь каждый день делать ребенку массаж, ведь чем лучше развивается моторика, тем лучше работает мозг. Полезно грудничковое плавание и плавание в детском бассейне для деток постарше – кода ребенок в воде, у него работает очень много рецепторов и малыш получает новые тактильные ощущения. И еще: когда кроха подрастает, начинайте с простого, а не с кубиков Зайцева, хотя малыш еще не научился завязывать шнурки на ботинках. Разумеется, при поступлении в школу чадо должно уже знать буквы и уметь считать, но доверь обучение премудрости чтения и письма профессиональным педагогам, а сама сделай все, чтобы ребенок был физиологически готов к восприятию школьной программы.
2-3 года: развиваем моторику и внимание
Начинать готовить к школе можно уже с двух лет! Но это не значит, что малышу нужно показывать буквы! В этом возрасте мы учим ребенка слушать и воспринимать инструкции. Мама задает тон игре, а ребенок – слушает и выполняет. В целях развития мелкой моторики руки полезны конструкторы «Лего» с мелкими деталями (под присмотром мамы), повторять рисунки из палочек по образцу.
Сначала – образец перед глазами ребенка, потом – убирается, и малыш восстанавливает его по памяти. Научите играть с мячом, катать тесто, делать лодочку руками, чтобы не выливалась вода, работать лопаткой, катать маленький мячик пальчиками по столу – креативность начинается именно с этого! Кроме того, полезно делать упражнения на развитие внимания и памяти.
- Упражнение для развития зрительной памяти: на столе раскладывается три карточки, на карточках – разные животные, цвета, т.е. изображения одного порядка. Ребенок закрывает глаза, одну из карточек прячем и спрашиваем, какой не хватает. Следующее упражнение, помимо зрительной памяти, еще и помогает запомнить цвета: возьми несколько разноцветных пар носков или рукавичек. Выбери один и попроси найти пару. Обращайте внимание на отличительные особенности: цвет, полоски, рисунок, размер.
- Для развития слуховой памяти: говорим четыре – пять слов, просим ребенка повторить. Сначала он произносит их в произвольном порядке, к пяти годам – в том, в котором их назвали Вы.
- Упражнение на внимание: на столе – пять игрушек. Ребенок закрывает глаза – мама меняет их местами. Вопрос: какие именно игрушки поменялись.
3-4 года: запоминаем без зубрежки
В этом возрасте дети начинают знакомиться с буквами и цифрами – путем непроизвольного запоминания. На стенах развесьте азбуки, цифровые ряды, картинки с буквами. Ребенок запомнит, как они выглядят, и научится соотносить букву с предметом (А – арбуз), а цифру – с количеством (1 – один мишка). В четыре года учим делить слово на слоги, отличать гласные («тянутся, поются») от согласных. Учим писать палочки (лучше купить специальную пропись для этого возраста). Полезно также рисовать, обводить рисунок по точкам. А для гармонизации работы полушарий мозга научите ребенка рисовать на столе одновременно пальцами левой и правой руки произвольные фигуры. Развивайте сообразительность, внимание, приучайте связно выражать свои мысли, знакомьте с классификацией предметов по различным признакам.
- Игра на сообразительность: понадобятся иллюстрации их детских книжек. Мама загадывает какую–нибудь деталь, изображенную на картинке (мяч, облако, собака). Ребенок, задавая наводящие вопросы, должен угадать, что это. Вопросы должны быть, примерно, такими: «это вверху или внизу, живое или неживое, какого цвета».
- «Что лишнее» – упражнение на классификацию по признакам. К примеру, мама говорит три слова – воробей, ворона, лиса. Ребенок определяет, кто лишний – лиса, потому что воробей и ворона – птицы.
5-6 лет: решаем хитрые задачи
Дети уже они отлично знают буквы, умеют считать, и все, что связано с обучающими моментами – они делают прекрасно. Важно не упустить момент и развить логическое мышление. Как? С помощью задачек! Например: «На столе стоит пять свечек. Три из них задули. Сколько свечей осталось на столе?» Две? Не правильно! Но на самом деле, пять – ведь со стола свечи никто не убирал! Кроме того, учите ребенка мыслить нестандартно.
- Задачи на тренировку логики: ты участвуешь в соревнованиях и обогнал второго бегуна. Каким по порядку ты теперь бежишь? Первым? А вот и нет! Ты обогнал второго бегуна и занял его место, так что ты теперь второй. Еще задачка! У отца Мэри есть пять дочерей: Чача, Чече, Чичи, Чочо. Как зовут пятую дочь? Чучу? Нет! Ее зовут Мэри.
- Задания на креативность: предложите ребенку что–то соорудить из цветной бумаги, клея, пластилина и бусинок, не давая инструкций. Почаще играйте в игру «что на что похоже» – например, на прогулке, попроси рассказать, что ребенку напоминает облачко.
Правила для мамы
Задача родителей – научить ребенка играть. «У меня на эти глупости нет времени, давай, английский повторим»! Ведь тот же английский можно учить в игровой форме – скажем, «Съедобное–несъедобное», «Живое–неживое».
- Обязательно посещение детского сада – место, где ребенок лучше всего учится общаться.
- Научите малыша играть в «Казаки–разбойники», «Стоп, земля», «Съедобное – несъедобное», многие из этих названий современным детям даже незнакомы. Такие игры учат креативности!
- Для развития фантазии придумывайте сказки. Например, герой попал в пещеру к дракону – как ему выбраться без волшебства? Открыть клетку! Но нет ключа, есть только палочки. (Палочкой можно достать ключ у дракона из кармана). Здорово также придумывать сказку по очереди – строчку за строчкой.
Материал к публикации подготовила Педагог-психолог МБДОУ ЦРР ДС № 425 - Краснопеева Анна Петровна.