В рамках реализации концепции «ТЕМП: масштаб – город Челябинск"
Детский сад № 425 г. Челябинска включен в систему реализации концепции образовательного проекта "ТЕМП: масштаб-город Челябинск". Это стало причиной проведения семинара для коллег из других детских садов под названием "Реализация концепции "ТЕМП" в дошкольном образовательном учреждении", который прошел в феврале на площадке МБДОУ .
Участие в проекте "ТЕМП" - для нас новая, интересная и, одновременно, очень отвественная задача, ведь главная цель нововведения - воспитание поколения, адаптированного к современному информационно-технологическому миру, его требованиям к профессиональному образованию, развитие интеллектуальных способностей и естесственно-математического мышления.
Образовательный проект "ТЕМП" был разработан региональным Министреством образования и науки в соотвествии со Стратегией развития Челябинской области до 2020 года.
Главная цель проекта - обеспечить новое качество образования для создания кадрового ресурса экономики региона.
Причиной разрабоки проекта является проблема отсутствия мотивации у подрастающего поколения получать профессию, востребованную в реальном секторе экономики.
В качестве решения проблемы было предложено формировать данную мотивацию не в старших классах школы, как это происходит сейчас, а в более раннем возрасте – в начальной школе, а правильнее - уже даже в детском саду. Потому что дошкольный период является наиболее стремительным и продуктивным временем развития ребёнка. В этот период закладываются его основные физические и психические качества и свойства, что служит дальнейшим фундаментом для выбора ценностных ориентиров, выстраивания отношений с окружающим миром.
В нашем детском саду естественно-математическое и технологическое образование реализуется в различных видах деятельности.
Технологическое направление
Легоконструирование и робототехника.
Занятие ЛЕГО дает большие возможности детям познавать мир, учиться общению в социуме, подражать действиям взрослых. Конструкторы, типа, "лего" максимально включаются в образовательный процесс. Наборами конструктовров оснащены все группы. Во всех возрастных группах созданы центры конструирования из строительного и природного материала, мастерские. В детском саду имеется компьютерная техника, программное обеспечение и оборудование, которое активно используется для обучения детей РОБОТОтехнике, а также большинством педагогов в ходе подготовки к образовательной деятельности.
Ознакомление с профессиями
Ознакомление детей с миром труда и профессий, его целями, инструментами и оборудованием, результатом труда, личностными качествами представителей профессий происходит через сюжетно-ролевую игру, в непосредственно-образовательной деятельности, в режимных моментах.
Полученная новая информация способствует накоплению ярких эмоциональных впечатлений за счет целенаправленных наблюдений, экскурсий за пределы группы, знакомящих детей с трудом взрослых. После таких экскурсий дети, как правило, отражают полученные знания в игре - сюжет становится более развернутым, дети более самостоятельны и инициативны в организации игр. Позитивно на детском развитии сказывается и привлечение родителей к мероприятию «Гость группы» (популяризация профессий технической направленности).
Конструирование из различных материалов
Одной из самых любимых игр является "Бумажное ателье". Ребятам предлагается различная по плотности, фактуре, цвету и качеству бумага, лекала одежды, фурнитура для урашения, инструменты. К "пошиву" привлекаются "кутюрье" из числа семьи, и тогда получаются настоящие шедевры моды.
Еще ежегодно в группах мы мастерим кормушки для птиц. Используются самые настоящие инструменты - фанера, гвозди, молоток, пила. В руках маленьких мастеров вдруг рождается настоящая и очень нужная вещь, что впечатляет и поражает их больше какого-либо мультфильма или компьютерной игры.
Естественно-научное направление
Опытно-экспериментальная и познавательно-исследовательская деятельность
Использование метода проб и ошибок, опытов, рассуждений, сравнительных наблюдений.
Математическое направление
Реализуется в:
- непосредственно-образовательной деятельности и в режимных моментах через сенсорное развитие, развитие математических представлений;
- формирование математического, логического и пространственного мышления через использование игр-головоломок, технологии ТРИЗ, РТВ, обучения игре в шашки, шахматы.
ЛЕГО-РЕВОЛЮЦИЯ
Лего - уже давно известная игрушка. Именно так, как к игрушке, пусть и полезной, относятся к этому конструктору до сих пор большинство родителей и даже педагогов. Но, как показала практика работы с Лего, при определенном подходе Лего - это целая философия, которая способна увлечь за собой как детские, так и взрослые умы.
В нашем детском саду особый упор на Лего делается на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
Но с чего все началось?... Конечно, конструкторы, типа, "лего" уже давно были во всех группах. Но хотелось более серьезного подхода к данной деятельности. Тем более, что в спектр платных услуг, оказываемых ДОУ, по многочисленным пожеланиям родителей была включена услуга по лего-контруированию. Решено было пригласить тренеров-специалистов, которые посоветовали нам, какие базовые наборы стоит приобрести, в первую очередь. Было определено помещение. Начались занятия. Посещать занятия начали около 50 детей из средних, старших и подготовительных к школе групп.
Осенью мы впервые участвовали не только в отборочном конкурсе по лего-конструированию, но и, выиграв его, приняли участие в финале - городском конкурсе, который проходил в ДПШ им. Крупской. Дети, не смотря на сложность поставленных задач, успешно выдержали все этапы и даже оказались в числе призеров. Тогда мы поняли, что не стоит бояться сложностей, наши юные технические гении намного сильнее, чем мы представляли.
Готовя детей к этому конкурсному испытанию, мы увидели, какие возможности конструктор ЛЕГО предоставляет для формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) у дошкольников. Были спланированы занятия по ФЭМП с использованием деталей конструктора, которые стали назваться ЛЕГО-математикой.
Надо помнить, что математика – один из наиболее трудных учебных предметов, но включение занимательного материала в занятия по математике позволяет удерживать интерес детей к занятию, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность. Чтобы ребенок дошкольного возраста учился в полную силу своих способностей, нужно стараться вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности. При использовании на занятиях математикой лего-конструктора дети с большим интересом занимаются, лучше запоминают увиденное и услышанное, т.к. эмоционально вовлечены в занятие.
В ходе семинара, который состоялся в "Весточке", прозвучали доклады заведующего детским садом - Казак Т.И. , заместителя заведующего по учебно-воспитательной работе - Искадыровой Т.А., а также педагогов - Кирилловой Е.А. и Цапкиной Е.В., активно вовлеченных в процесс реализации проекта "ТЕМП" в нашем детском саду. Особое внимание было уделено ориентации в мире современных профессий, воспитанию в детях интереса к естесственно-математическим и технологическим сферам знаний.
Интересные материалы семинара:
- Доклад воспитателя Кирилловой Е.А. "ЛЕГО-математика".
- Доклад воспитателя Цапкиной Е.В. "Путешествие в мир современных профессий: архитектурное бюро".
Тема и информация, представленные на семинаре, вызвали большой интерес у коллег. Многие из них оставили свои отзывы.
Открытые, доброжелательные педагоги, готовые делиться опытом. Впервые услышала о "ТЕМП", но уже заинтересовалась и хочется применять полученные знания в работе.
Благодарим детский сад № 425 и его сотрудников за очень полное, исчерпывающее, творческое представление своего прекрасного "дома". Нам очень понравилось! Интересные выступления педагогов, захватывающая экскурсия, наполненность групповых помещений дидактическими и развивающими игрушками. Все очень современное, в духе времени! Огромное спасибо!
Коллеги из ДОУ № 314