Вспомните, с каким интересом ваши дочки и сыночки с рождения слушали потешки и прибаутки. Позже с легкостью повторяли стихи А.Барто, С.Маршака, К. Чуковского и др. А какой восторг сейчас им доставляет возможность рассказать стих на день рождения родственнику или Дедушке Морозу на Новый год.

А как учить стихи с ребенком, чтобы этот процесс проходил легко и интересно, расскажем в нашей статье.
У стихов есть особая мелодичность, созвучность, поэтому они воспринимаются ребенком лучше, чем проза, вызывают живой интерес и вовлеченность. Заучивание стихов - это гимнастика для мозга. Если регулярно учить стихи с ребенком, то:
-
развивается память. Мозг ребенка способен удержать в голове около 200 коротких стихотворений. Чем чаще вы учите стихи, тем лучше работает память.
-
пополняется словарный запас. Часто в стихах есть слова, которыми мы не часто пользуемся в повседневной жизни. да и речевые конструкции гораздо интереснее и разнообразнее.
-
формируется фонематический слух и артикуляция. Благодаря рифме лучше ухо ребенка улавливает созвучные слова. А их многократное повторение - отличная артикуляционная гимнастика.
А благодаря выразительному чтению стихов, развиваются творческие способности ребенка, актерское мастерство, умение владеть своей речью (четкая дикция, интонационная выразительность). Это навык, которому можете научить ребенка и вы.
Как выбрать "правильное" стихотворение для заучивание?
- Стихотворение должно соответствовать возрасту ребенка. Чем младше ребенок, тем короче строка и само стихотворение. Так для детей 2 лет достаточно одного четверостишия, 3-4 лет - два-три четверостишия, 5-7 лет - до пяти четверостиший. При этом учитывайте индивидуальные способности детей и уровень развития памяти.
- Стихотворение должно быть интересным и понятным ребенку по содержанию, тогда его легко будет запомнить.
- Для легкого заучивание важна динамичность стихотворения.
- Обращайте внимание на качество стиха: рифма, грамматический строй, правильное использование слов и др.
Как учить стихи с ребенком?
- Прочитайте стих самостоятельно: почувствуйте настроение, подберите интонацию, тембр голоса, скорость прочтения. Если в произведении есть диалоги - прочитайте из разными голосами.
- Прочтите стих ребенку с выражением: правильно расставляйте логические ударения, делайте, где нужно паузы, выражайте эмоции героев стихотворения.
- Обсудите содержание произведения, объясните непонятные слова.
- Процесс заучивания. Сначала повторяется первая строчка стихотворения до тех пор, пока ребенок не начнет рассказывать эту строчку без запинки. После заучиваем вторую строчку. затем соединяем две строчки и повторяем несколько раз. Затем можно приступить к третьей и так далее. Таким образом учится все стихотворение.
А эти приемы сделают заучивание стихотворения увлекательным и интересным:
- Чтобы почувствовать интонацию расскажите стихотворение грустно, весело, раздраженно, заунывно. Пусть ребенок определит, как лучше.
- Можно прохлопать стихотворение или простучать, чтобы уловить его темп.
- Предложите ребенку поиграть: вы начинаете строчку, он продолжает; вы говорите первую строчку, он вторую и т.д. Или можно начать правильно, а закончить неправильно. Пусть ребенок вас исправит. Например: "Наша Таня громко... смеется".
- Если ребенок не желает учить стихотворение, проговаривайте его многократно в присутствии ребенка сами, когда играете с ним, моете посуду, готовите. Будет работать непроизвольная память, и малыш сам запомнит его, не прилагая усилий. Не забывайте об интонации и выразительности.
- Когда стихотворение выучено, предложите ребенку устроить концерт. Пусть зрителями для начала будут его игрушки. А можно, чтобы и стих он рассказывал от лица игрушки.
- Важно сохранить интерес ребенка к изученному произведению. Пусть он подарит его бабушки или дедушке, расскажет на семейном концерте или в детском саду. Запишите его выступление на видео и покажите ребенку. Также можно попросить нарисовать свое стихотворение.
Применяя эти простые правила,вы не только легко и быстро выучите стих с ребенком, но и научите его любить литературу, разовьете творческие способности и коммуникативные навыки.
18.09.2022 г.