Консультация для родителей и воспитателей инструктора по физическому воспитанию МБДОУ ЦРР ДС № 425 Булдышевой И.Ю.
Каждый сезон благоприятствует определенному виду деятельности детей на улице. Зимой всем известны веселые забавы, снежные виды спорта и развлечений, которыми с интересом, удовольствием, а главное - с пользой может увлечься ребенок.
Самостоятельная двигательная деятельность — это деятельность, которая возникает по инициативе ребенка. Содержанием самостоятельной двигательной деятельности являются разнообразные движения. Преимущество ее заключается в том, что ребенок сам выбирает движения, двигается в своем темпе, делает паузы, чередует их. По данным физиологов (И. А. Аршавского, С. М. Громбах), дети в этом виде деятельности в большей степени удовлетворяют свою потребность в движении, чем в организованной деятельности.
В дошкольном возрасте самостоятельная двигательная деятельность имеет свою специфику.
В чем она заключается?
Двигательная деятельность малышей тесно связана с игрой, а следовательно, с предметами, игрушками, пособиями.
Взрослые должны позаботиться о том, чтобы в распоряжении ребят были игрушки, пособия, стимулирующие двигательную активность, повышающие интерес к движениям. Задача взрослых — научить детей правильно и разнообразно их использовать.
Постепенно, по мере овладения детьми действием с оборудованием, воспитатель приучает малышей действовать совместно с одним предметом, например, покатать мяч друг другу или прокатить его по очереди по дорожке.
Пособия необходимо периодически менять, чтобы у детей не пропал интерес к ним.
Как мы отмечали выше, двигательный опыт у малышей еще невелик, поэтому самостоятельная двигательная деятельность должна проходить под наблюдением взрослого при непосредственном его участии. Наблюдая за детьми, играя с ними, родители, воспитатели видят, как формируются интересы малышей, к чему они больше склонны. Личное участие взрослого в играх детей активизирует малышей, создает у них радостное настроение. Взрослый помогает ребенку своевременно сменить вид деятельности, чтобы не допустить утомления.
Большие возможности для развития самостоятельной двигательной деятельности открываются на прогулке. Важно, чтобы на участке, помимо стационарных пособий, были и выносные пособия: мячи, обручи, кегли, ведерки, метелки, лопатки, санки, ледянки, лыжи, клюшки и т. п. Зимой самостоятельная двигательная деятельность будет более содержательной, если на участке есть снежные постройки: горки, снежные валы, тропинки из снега, ледяные дорожки, разноцветные льдинки, снеговик с обручем, в который дети могут бросить льдинки, снежки, легкие пластмассовые шайбы и т. п. В разное время года взрослые продумывают различные двигательные задания. Зимой можно пройти по снежному валу, перелезть через него, пройти по тропинке из снега, пройти след в след, перебросить снежок или льдинку через снежный вал, съехать с горки, подняться на горку (для детей первой младшей группы, т.к. она не заливается).
Элементы спортивной игры - хоккей
Строительство ворот в виде снежных валов или использование выносных воротец, клюшек, шайб, мячей, обручей. Ведение мяча, легкой пластмассовой шайбы клюшкой вокруг обруча, кеглей змейкой. Организация игры двумя командами. Формировать умение делать бросок мяча или пластмассовой шайбы в ворота. В подготовительной к школе группе обучать детей правилам игры и выполнять роли нападающего, защитника, вратаря команды.
Элементы спортивной игры – лыжные гонки
Прокладывание лыжни по территории участка, использование лыж и овладение техникой скольжения по лыжне. Навыки передвижения на лыжах закрепляются и совершенствуются в различных играх на местности или площадке. Рекомендуем игры «Шире шаг», «Кто самый быстрый», «Встречная эстафета», «Не задень», «На одной лыже».
Элементы спортивной игры – биатлон
Катание по лыжне и метание мячей, снежков в вертикальную цель (использовать стену веранды). Формирование умений через игры «Кто самый меткий», «Кто самый быстрый», «Кто самый ловкий», «Кто самый внимательный».
Элементы спортивной игры – бобслей
Катание с ледяной горки на ледянках (кто дальше всех съедет с горки). У детей формируются координация движений, выносливость, скоростные качества.
Элементы спортивной игры - боулинг
Формировать навыки сбивания кеглей мячами, прокатывая их по снегу, для развития глазомера, координации движений, усилия, с которым выполняется движение.
Элементы фигурного катания
Формировать навыки катания на фигурных коньках. Совместное посещение родителями и детьми близлежащих катков.
Чтобы обеспечить разумное чередование активных движений и отдыха, педагог внимательно следит за деятельностью всей группы в течение дня: не упускает возможности привлечь к подвижным играм, воспитанников, засидевшихся за рисованием, книгами, шашками, переключить на спокойные игры внимание тех, кто длительное время занимался игрой высокой интенсивности.
Желательно, чтобы воспитатель участвовал в играх: личный пример взрослого, помогает повышать интерес детей к двигательной деятельности, позволяет тонко и ненавязчиво следить за всей группой и направлять деятельность каждого ребенка. Самостоятельная двигательная деятельность мальчиков и девочек не должна значительно отличаться. И тем и другим полезны самые разнообразные физические упражнения и игры.
Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно организовывать спортивные игры со сверстниками. Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье зависят от двигательной активности. Создавая условия для самостоятельной двигательной деятельности детей, взрослые способствуют развитию их инициативы, самостоятельности, что в конечном итоге ведет к развитию детского творчества и всестороннему укреплению здоровья, как психического так и физического.