Готовность дошколят к школе... Как смотрят на эту проблему профессионалы и родители? Чем отличаются взгляды педагогов, ученых и тех, кто только собирается отправить своих малышей в первый класс. Как оказалось, ответ на этот вопрос таит много сюрпризов...
Многие уже заметили, что накануне этого события в детском саду прошло анкетирование. Родители ответили на ряд вопросов, которые помогут отразить их позицию в этом вопросе. Например, их спрашивали об источниках информации по способам готовности будущего ученика, о роли детского сада в этом процессе, об оценке сложности и уровня подготовки дошколенка.
Не секрет, что многие педагоги считают, что к школе, прежде всего, надо подготовить не ученика, а родителя. Именно от его правильной позиции и отношения зависит будущая успешность адаптации первоклассника. Родители же, в свою очередь, ждут блестящих результатов в подготовке детей к школе от детского сада.
На эту тему состоялась уже не одна дискуссия. Вот и ученые Московской высшей школы социальных и экономических наук провели целое исследование на эту тему. Они разделили свою целевую аудиторию на три части - родители, воспитатели детского сада и учителя школы. Респонденты каждой группы отвечали на одинаковые вопросы:
- какими качествами обладает ребенок, готовый к школе;
- какие дети не готовы к обучению в школе;
- как готовить детей к поступлению в школу;
Ответы на вопросы удивили своей разностью.
Среди качеств, говорящих о готовности к школе, называли такие, как коммуникативная готовность, социальная готовность, самостоятельность, мотивация, учебные навыки (запас знаний и представлений), сформированность речи, физиологическая готовность, психологическая утойчивость. Ни одна из этих характеристик не была отмечена как приоритетная. Но во всех этих пунктах родители и педагоги делали разные акценты.
О неготовности к школе мнение всех частей целевой аудитории примерно сошлось - это дети, не зрелые в своем облике и поведении. А вот возраст подвергся бурным спорам: педагоги - за 7 лет, а родители - за индивидуальный подход.
Способы подготовки к школе все группы респондентов также видят по-своему. Учителя считают, что усердствовать в этои вопросе должны сами родители. Воспитатели уверены, что образовательный процесс в детском саду вполне самодостаточен и не требует дополнительных усилий по подготовке. Родители же настаивают в своем большинстве на совмещении дошкольного образования и посещения развивающих центров, а так же подготовительных курсов к школе, которым они, правда, придают единственный смысл - привыкание в школьной атмосфере.
В итоге, точки несовпадения мнения всех этих категорий опрошенных говорят о дефиците в обмене информацией между инми.
Еще один удивительный факт - говоря о детях, никто из опрошенных не вспомнил о главенствующей роли игры в формировании готовности к школе. Т.е. взрослые, говоря на эту тему, часто забывают, что главный объект их дискуссии - это ДЕТИ! А главная движущая сила развития личности в детстве - это ИГРА!