Поступление ребёнка в школу – это испытание для всей семьи. Ведь всё теперь будет по-другому. Другой режим, другие требования, другое распределение времени и сил, другое отношение к ребёнку. Готовность ребёнка к школьному обучению при этом имеет ключевое значение, но для того чтобы он смог проявить себя в этой новой роли, новом статусе и новом коллективе, очень важно чтобы к этому важному моменту были готовы и его родители.
Итак, к чему должны быть готовы родители первоклассника:
- Прежде всего, к страху ребёнка перед школой. Этот страх проявляется у детей по-разному, но присутствует в той или ной степени у всех детей. По сути – это страх перед неопределённостью. Ведь неизвестно ещё как там всё будет «справлюсь/не справлюсь», как сложатся отношения со сверстниками «примут/ не примут», и самое главное – «понравлюсь ли я учителю?»
- Ещё нужно быть готовым к проявлениям неуспешности ребёнка в учебной деятельности. Никто не может быть всегда безупречным. На пути к любой цели встречаются провалы. В любой деятельности периоды подъёма чередуются с периодами спада – это неизбежно. Тем не менее, дети часто воспринимают свою неудачу как фатальный факт, испытывая чувство стыда и вины.
- Трудности в самоорганизации – с этим сталкиваются все первоклассники. Им трудно организовать своё внимание на уроке, своё время в приготовлении домашних заданий, своё поведение после занятий или на перемене. Вчерашний дошкольник, усвоивший опыт «послушания», теряется при возрастающей необходимости мыслить самостоятельно.
Что делать? Просто быть рядом. Адаптация ребёнка к школе может продлиться от двух недель до полугода и самое важное в это время – уверенность в поддержке и понимании близких взрослых.
Прекрасно, когда в жизни ребёнка есть его собственные увлечения и интересы: спорт, рисование, пение, танцы, конструирование и т.п. То есть всё, что помогает наиболее полно раскрыться его творческому потенциалу. Уверенность в успехе рождается через опыт, а опыт успешности в одной сфере деятельности обязательно распространится и на учёбу.
Когда у ребёнка что-то не получается, родители часто мыслят по схеме «надо обнаружить то негативное, что есть в ребёнке и исправить его». Например: медлительного – подгонять, ленивого – заставлять и т.д. Эта схема годится для машин и механизмов, но человек устроен по-другому. У человека всё получается именно тогда, когда он использует то положительное, что в нём есть. Воспитание с опорой на положительные качества помогает ребёнку не только достичь цели, но и обнаружить свои сильные стороны. И тогда, например: медлительного надо похвалить за вдумчивость и помочь ему разделить задание на составные части, ленивого – похвалить за умение экономить силы и помочь найти источник вдохновения.
Помните, что под давлением всё ухудшается. Воспитание, которое базируется на чувствах страха, вины и стыда ничего не воспитывает кроме безволия, пассивности и неуверенности в себе. Вашему ребёнку нужно сотрудничество с Вами и общение на равных, ведь школьник – это по сути своей первая в жизни человека взрослая роль.
Автор: Мальтиникова Н.П.
http://vestochka425.ru/stranica