Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить двозможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников. Именно с этой целью в нашем детском саду была создана экспериментальная лаборатория, которая начала свою работу в начале ноября.
Первая серия опытов была подготовлена "профессором занимательной лаборатории" (воспитателем первой младшей группы) Воропаевой Анастасией Александовной. Анастасия Александровна выбрала очень интересную и увлекательную тему - "Извержение вулкана". Перед ней столя следующие задачи:
1. Познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о его строении, происхождении и причинах извержения.
2. Побуждать детей к экспериментальной деятельности.
3. Побуждать к взаимопомощи.
4. Пополнение словарного запаса детей: очаг, жерло, кратер, мама, лава, вулканологи.
5. Побуждать к самостоятельному формированию выводов по итогам эксперимента.
Занятия проводились небольшими группами (8-10 человек) среди воспитанников вторых младших, средних, старших и подготовительных групп. Опыты подбирались исходя из возрастных особенностей детей.
Сначала ребята познакомились с понятием опыта. Наш профессор пояснил, что "опыт - это поиск нового, проверка того, что мы уже знаем, на практике". Затем Анастасия Александровна показала детям картинки вулкана и рассказала, как называют людей, которые изучают вулканы (вулканологи). И наши детки на момент эксперимента враз превратились в самых настоящих вулканологов: надели спецодежду, изучили правила проведения опытов и ознакомились со схемой эксперимента. Смешав все необходимые ингредиенты, ребята получили самое настоящее извержение вулкана. Ну и впечатляющее зрение! Дети от восторга даже в ладоши захлопали!
Перед ребятами старших и подготовительных групп стояла задача посложнее: помимо опыта, воспитанникам необходимо было вспомнить все способы получения информации и воспользоваться ими, а затем полученную информацию записать схематично. С чем они справились на отлично!
Подведя итоги проведенного опыта и закрепив в памяти новые понятия, ребята, довольные и счастливые, разошлись по группам. Но ещё долго рассказывали воспитателям и родителям о полученных знаниях.
Спасибо Анастасии Александровне за предоставленную возможность познакомить детей с чем-то новым и ранее неизведанным, за открытия и впечатления! А сколько ещё интересного и познавательного ждет воспитанников Весточки в научной лаборатории...