1 февраля 2017 года наш педагог Устьянцева Надежда Викторовна выступила на городском семинаре-практикуме для педагогов детских докшольных учреждений "Реализация развивающих технологий в образовательном процессе ДОУ как условие развития познавательных способностей дошкольников (подготовка к интеллектуальным состязаниям "Почемучки")".
Мы с нашими педагогами и их наработками уже не раз выходили на методические мероприятия района и города, но для Надежды Викторовны городской уровень был дебютом. И дебют этот прошел очень удачно. Коллеги по достоинству оценили выступление нашего специалиста-стажиста и пообещали взять "на заметку" все услышанное.
Выступление Надежды Викторовны было посвящено дидактическим играм и упражнениям, которые можно использовать для известного в дошкольной среде интеллектуального состязания "Почемучки". Детские игры, типа, "Что? Где? Когда?" уже традиционно охватывают вторую половину учебного года и проходят на всех уровнях - от внутригруппового до городского. Подготовка к участию в вышестоящих этапах требует времени и правильного методического подхода. Следует уделить внимание развитию многих аспектов личности ребенка.
Надежда Викторовна поделилась с коллегами, как достичь поставленной цели в развитии логики, мышления и классификации предметов с помощью дидактических игр и упражнений. Доклад включал в себя не только устную часть, но и мультимедийную презентацию, а также наличие раздаточного материала.
Педагог говорила о том, что много внимания в своей работе она уделяет развитию у воспитанников умения классифицировать предметы, т.к. классификация объектов материального мира - одна из основных мыслительных операций.
Известный швейцарский психолог Жан Пиаже считал уровень сформированности операций классификации центральным показателем уровня интеллектуального развития ребенка.
Суть доклада состояла в следующем: в ходе подготовки к интеллектуальным конкурсам для дошкольников очень полезными будут игровые упражнения, задания, дидактические игры с различными видами классификации, в ходе выполнения и проигрывания которых дети находят общий признак предметов, геометрических фигур и по нему объединяют в однородные группы.
Детям предлагается, например, «Поделить предметы на группы»:
- ракушки и камешки
- чашки и тарелки
- красные и зеленые
- большие и маленькие
Причем, вариантов таких заданий может быть очень много и уровень их сложности должен варьироваться - от примитивно легкого до совсем сложных понятий. Учитвая возраст, можно просить объединить детей разные плоды в одну группу "Овощи" или "Фрукты", предметы - в категории "Транспорт" или "Посуда", живых существ - в группы "Насекомые", "Дикие животные" и "Домашние животные".Сюда же относятся такие задания, как назвать общий признак предметов (вата, перо, воздушный шар), продолжить ряд (морковь, свекла, репа….), классифицировать по ситуативному признаку (стол, стул, тарелка, ложка - обед), классифицировать по функциональному признаку (стрекоза, самолет, семя одуванчика) и т.д.
Кстати, подобные задания пригодятся не только для подготовки детей к каким-либо интеллектуальным играм, но и для будущего похода в школу. Так что подобные логические разминки запросто можно устраивать и дома. В помощь педагогам и родителям несколько примеров от Надежды Викторовны Устьянцевой..