Уважаемые родители, мы предлагаем Вашему вниманию материал на очень важную и актуальную в зимний период тему. Сейчас, когда Вы ведете ребенка в детский сад и обратно домой, на улице уже темно. Именно поэтому подумать о безопасности очень важно. Кстати, чтобы заинтересовать ребенка, можно даже устроить конкурс, кто больше блестит в темноте.
По статистике, каждое третье ДТП с участием пешехода происходит в темное время суток. При этом по степени тяжести ночные аварии значительно превосходят дневные.
В ТЕМНОТЕ
Наезд на пешехода — второй по распространенности вид ДТП. Пытаемся разобраться, как можно исправить печальную статистику.
Основная доля наездов приходится на темное время суток. Свою лепту вносит традиционная любовь россиян к темной одежде. В состоянии ли водитель увидеть вышедших на проезжую часть или бредущих по обочине людей, если они одеты в темные джинсы, куртки, пальто и шапки? По статистике гибнет каждый девятый пешеход в случае, если его сбивает автомобиль.
Чтобы хоть как-то изменить эту тенденцию, требуются серьезные усилия. В первую очередь на государственном уровне. Нужно продолжать инженерное обустройство дорог и улиц — строить подземные и надземные переходы, барьерные ограждения на трассах, заниматься освещением улиц. Необходимо вести пропаганду законопослушного поведения на дорогах среди людей всех возрастов — начиная с детского сада.
Однако всё это требует времени (за день и даже за несколько лет всех не отучишь перебегать улицу, где захочется) и колоссальных, миллиардных вложений. Но есть вариант простой и недорогой, который уже сегодня позволит сократить число пострадавших. Это не новость и не открытие — почти каждый знает, что есть такие приметные вещи, как светоотражатели для пешеходов.
Пока одежду со светоотражательными элементами увидишь разве что на дорожных рабочих, да сотрудниках ГИБДД. Для них ношение заметной на дороге униформы обязательно, да и вряд ли кто-то в трезвом уме начнет устанавливать барьерное ограждение на трассе, облачившись в черную фуфайку (хотя пару десятков лет назад именно так и было). А вот выйти с ребенком на темную улицу в темной же одежде (чтобы быть незаметнее, что ли?) для нас обычное дело.
Между тем в Европе передвижение пешеходов по дороге в темное время суток без светоотражателей запрещено, за это можно схлопотать серьезный штраф — в некоторых странах до 300 евро. А если вдруг ночью произошло ДТП с участием пешехода, на одежде которого не было светоотражающих элементов, водителя запросто могут признать невиновным. Сделает свои выводы и страховая компания. Впрочем, зачем далеко ходить за примером? Даже в близкой Белоруссии пешеходы обязаны использовать световозвращающие элементы в темное время суток при движении по краю проезжей части, а также при пересечении дороги вне установленных мест.
Вы удивитесь, но аналогичная норма существует и в России — пункт 4.1 появился в ПДД еще в 2006 году. Правда, норма имеет лишь рекомендательный характер и никакого наказания за ее игнорирование не предусмотрено.
ЗАСВЕТИСЬ!
Исследования, которые неоднократно проводились как за рубежом, так и в России, показали: светоотражатели примерно в шесть раз снижают риск наезда на человека в темное время суток. Водитель обнаруживает пешехода с гораздо большего расстояния, чем обычно, — примерно со 150 м (а в дальнем свете фар и вовсе с расстояния до 400 м) — и успевает быстро среагировать. Для сравнения: пешеход в темной одежде в схожих условиях «проявляется», когда до него остается всего 30–40 м, — при скорости автомобиля 50 км/ч, да на скользкой дороге, избежать наезда едва ли удастся.
Идеи по внедрению светоотражающих элементов в качестве деталей одежды или аксессуаров поддержаны на всех уровнях управления. Правда, пока нет законов и положений, которые обязывали бы производителей хотя бы детской одежды использовать световозвращающие элементы, однако это вопрос ближайшего будущего. Но как изменить сознание самих людей, вырвать их из «серой массы», заставить «засветиться»? Особенно тех, кто «до 16» и «после 60»? Это две самые уязвимые возрастные категории!
Если родители, собираясь одеть ребенка, принимают во внимание погоду, то следующим пунктом они должны учесть дорожную обстановку. Если ребенок уходит в школу рано утром, когда еще темно, и возвращается после захода солнца, то однозначно он должен быть заметен на дороге. И об этом, в первую очередь, должны думать его родители.
Стоит также наладить торговлю разнообразными светящимися значками, полосками, браслетами в газетных киосках и билетных кассах. Ведь они совсем недорогие: 50–100 рублей. А там, глядишь, мода на «светлячки» дойдет и до взрослых. Ведь с ними куда меньше шансов попасть под машину и потерять здоровье. А то и жизнь…
БЕЗОПАСНОСТЬ РАДИ ЖИЗНИ
В рамках федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах» проводится комплекс мероприятий, направленных на использование различных световозвращающих элементов. Зимой, в условиях плохой освещенности, приспособления, отражающие свет фар, делают пешехода заметным, повышают уровень безопасности граждан, помогают снизить количество ДТП. В рамках выполнения мероприятий этой программы практически во всех субъектах Российской Федерации проходят акции, призванные обеспечить безопасность самых маленьких участников дорожного движения и снизить уровень детского дорожно-транспортного травматизма.
КАК КРЕПИТЬ СВЕТООТРАЖАТЕЛИ (советы опытных педагогов)
- Подвески (лучше, если их будет несколько) крепите за ремень, пуговицы. Значки — в любом месте на одежде. Считаете, что вы стали похожи на новогоднюю елку? Зато вас увидят издалека!
- Нарукавные повязки и браслеты хорошо бы надевать не только на руки, но и на нижнюю часть брюк и шапочку. Причем в городе их надо иметь с обеих сторон — и справа, и слева.
- Сумочку или портфель с закреплёнными светоотражателями лучше нести в правой руке, когда идешь по правилам — по обочине или тротуару навстречу потоку автомобилей. Рюкзак — естественно, за спиной.
- Самая лучшая одежда для нашей зимы — не только теплая, но и с нашитыми заранее световозвращающими элементами. На детские куртки хорошо бы нанести световозвращающие термоаппликации и наклейки.
Материал подготовлен в рамках совместного проекта «За рулем» и Госавтоинспекции МВД России
По материалам интернет-версии журнала "За рулем"