Как правило, во многом успешность усвоения знаний ребенком зависит от его внимательности, умения сосредоточиться и удерживать во внимании объект изучения.
Различают внимание и внимательность.
Внимание - направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-то объекте. Способность к непроизвольному вниманию свойственна всем людям без исключения.
Внимательность - сложившееся качество личности. Рассеянный школьник, как и все другие дети, способен "обратить внимание" на какой-то объект. Однако он часто не может полностью сосредоточиться на этом объекте: внимательность еще не стала его личным качеством.
Невнимательность ребенка может быть обусловлена каким-то заболеванием, нарушением мозговой деятельности или, например, простудным заболеванием. Не стоит ждать особой сосредоточенности, если ребенок устал, ему неинтересно, у него в данный момент другие желания, а вокруг много посторонних раздражителей. Но самое плохое, что постепенно это складывается в стиль поведения ребенка на уроке. Чем же родитель может помочь своему дитя?
Первое, что необходимо, это создать ребенку спокойную обстановку для работы, не допускайте перегрузок и утомления. Попытайтесь сделать так, чтобы учеба не была для ребенка пыткой. Определите вместе с ребенком, когда, в какое время он будет выполнять домашнее задание и придерживайтесь его.
Второе - организуйте рабочее место так, чтобы все необходимые вещи были под рукой, чтобы ребенок не отвлекался на поиски нужных ему предметов.
Третье - выберите специальное время для упражнений, развивающих способность к сосредоточению, концентрации, повышающих устойчивость внимания, умение переключаться. Таких упражнений достаточно много, но они должны быть интересными и не восприниматься, как продолжение скучных уроков.
- Например, если ребенок невнимателен при чтении и письме, предложите ему такое задание. Возьмите несколько страниц печатного текста из старой книги или журнала (шрифт должен быть достаточно крупным). Инструкция: "Ребенок должен вычеркнуть все буквы "т", а буквы "д" обвести кружком". Потом вместе с ребенком проверьте, сколько допущено ошибок. Упражнение можно повторять каждый день, меняя инструкцию. Постепенно количество ошибок будет снижаться.
Упражнений по развитию внимания в специальной литературе или в детских журналах можно найти много. Выбирайте те, что интересны вашему ребенку. Главное - занимайтесь понемногу каждый день и обязательно вместе с ребенком фиксируйте его успехи.
Очень важно знать какие факторы для вашего ребенка являются наиболее отвлекающими: звуки, зрительные раздражители или тактильные ощущения (тепло, холод, поверхность стола и т.д.).
Как правило, при совместной работе родителей и педагогов, рассеянный ребенок, в конце концов, научится сосредотачиваться на задании. Внимание станет более устойчивым, придет и умение переключаться с одной работы на другую.
Еще одной возможностью улучшить внимание ребенка служит его интерес. Мотивируйте ребенка, и он сразу станет допускать меньше ошибок.
Главное, пробуйте понять вашего ребенка, найти, чем он живет, о чем мечтает и научитесь уважать его желания. Тогда вы с легкостью найдете подход и нужное слово, чтобы поправить возникающие трудности у вашего малыша.
Консультацию для родителей подготовила педагог-психолог МБДОУ ЦРР ДС № 425 - Краснопеева А.П.