prozdor.ru
Однажды я спросила педагога детского развивающего центра: “Зачем вы учите детей писать?”. Ответ был однозначным: “Мы не хотим, но родители просят!”.
С разбора этой ситуации начался Прямой эфир с педагогом-психологом Мальтиниковой Натальей Петровной на тему “Как объяснить ребенку: зачем учиться в школе?”.
Многие родители попадают под влияние маркетинга развивающих центров. Они считают, что дети должны идти в школу уже с багажом знаний: уметь читать, писать, решать примеры. При этом забывают, что мозг ребенка просто не готов к этой информации. Так, обучение письму лучше начинать ближе к 7 годам, когда новая кора мозга полностью созрела для освоения этого навыка. Лепить, рисовать, штриховать, обводить, раскрашивать - гораздо полезнее для развития моторики и координации движений.
К готовности школе ведут 4 линии развития:
- Физическое развитие. Регулярная двигательная активность, прогулки, занятия спортом подготавливают организм ребенка к статической нагрузке в школе.
- Эмоциональное развитие. К 7 годам у ребенка должны развиться основные свойства эмоционального интеллекта, а главное - сформироваться представление о себе, как о человеке, который многое умеет.
- Когнитивное развитие. В основе его - развитие речи. К 1 классу ребенок четко и ясно произносит слова, умеет выражать свои мысли, грамотно выстраивая речь, отвечает на вопросы, описывает предметы, используют разные интонации.
- Базовый опыт. Ребенок понимает, как вести себя в общественных местах и транспорте, умеет общаться и взаимодействовать с другими людьми, проявлять себя, слушать мнение других.
Но стержень готовности к школе - это устойчивая внутренняя мотивация к обучению. Ребенок знает и понимает, зачем ему идти в школу.
У любого обучения есть две стороны:
- Личный интерес (у меня будут новые друзья, мне будет весело, интересно и т.п.)
- Готовность служить общему благу (быть полезным другим людям):
- Я должен занять свое место среди людей.
- Должен быть компетентным в том деле, которым будет заниматься в будущем.
- Должен передать культурный опыт следующему поколению.
На готовности служить общему благу и строится внутренняя мотивация к обучению.
shutterstock
А как сформировать это качество? Наталья Петровна предложила использовать практическое упражнение. Сперва выполните три задания:
- Предложите ребенку нарисовать себя взрослым.
- Вместе с другими членами семьи составьте список “Что должен уметь взрослый, который живет отдельно и желает создать свою семью”.
- Выберите 10 пунктов из списка и “переведите” их на язык ребенка.
А теперь возьмите лист А3 и верхнюю часть мысленно разделите на три.
В первой - наклейте человечка, которого нарисовал ребенок.
Далее задайте вопрос из второго пункта ребенку. При совпадении мнения ребенка с мнением взрослых - запишите качество во вторую часть листа. Всего 10 качеств.
В третьем столбике пишем цифры от 1 до 10 (или 10 столбиков от низкого до высокого). Предлагаем ребенку обвести цифру, на которую он оценивает уровень этого качества у себя. Где 10 - соответствует полностью, а 1 - не соответствует.
В нижней части листа записываем то, что умеет ребенок на 10 баллов уже сейчас. Эти качества и навыки называет сам ребенок. Пусть перечисляет любые качества, которые у него есть: умею считать до 100, читать, кататься на велосипеде, выступать перед публикой, завязывать шнурки и др. Побуждаем ребенка называть и личностные способности: я способен сдержать слово, я могу попросить прощение… Помогайте ему увидеть в себе лучшее, вспоминайте конкретные ситуации.
Примерно это выглядит так:
И каждый раз, давая ребенку задание, показывайте ему этот рисунок и спрашивайте: “Какое качество (навык) ты можешь улучшить (повысить балл, стать взрослее), выполнив это задание?”.
Применяйте этот прием на практике регулярно. Так у ребенка сформируется и понимание, что значит быть взрослым, и желание стать самостоятельным.
Все интересующие вопросы по вебинару, вы можете задать Наталье Петровне в Инстаграм. А нам бы очень хотелось получить обратную связь: напишите отзыв о вебинаре или расскажите о своем опыте применения данного метода мотивации.
В статье использован материал с вебинара Н.П. Мальтиниковой "Как объяснить ребенку: зачем учиться в школе?"