Настольные игры – это лучший выбор для развлечения и обучения детей в ограниченном пространстве. Поэтому они очень актуальны в условиях самоизоляции. Они развивают не только ум, но и характер: прививают усидчивость, приучают малышей соблюдать очередность ходов, играть по общим правилам, радоваться не только своей победе, но и победе друзей, воспринимать поражение в игре как этап, а не как жизненную трагедию.
Кроме того, настольные игры имеют еще ряд положительных воздействий:
- у ребенка развивается творческий потенциал и воображение;
- у малыша развивается речь, он учится красиво и правильно говорить;
- происходит развитие социальной адаптивности ребенка, которому приходится ради достижения цели взаимодействовать с различными игроками;
- развивается скорость реакции, моторика, малыш становится более аккуратным;
- развивается смекалка и память;
- малыш учится переключаться между различными видами деятельности;
- ребенок учится в процессе игры преодолевать сложности и легче переживать неудачи, начинает понимать, что можно начать все сначала в случае неудачи.
Возраст от 2 до 7 лет — отличное время, чтобы играть в игры. Ребёнок самой природой создан так, чтобы обучиться всему необходимому для жизни на нашей планете очень быстро — и сделать это легко, и в буквальном смысле слова играючи.
Особенности выбора игр для детей разного возраста
Возраст/группа
|
Особенности развития |
Игры |
Примеры |
Время |
Примечания |
2–2,5 (первая младшая) |
Игры должны быть с сюжетными картинками |
- кубики;
- пазлы;
- цветные картинки;
- мозаика;
- дидактические игры.
|
- «Третий лишний»;
- «Угадай дерево» (сравнить и выявить различия между двумя/тремя предметами);
- «Кто что ест» (описать овощи/фрукты, изображённые на картинке) и т. д.
|
До 5 минут |
Если режим позволяет (есть время до сна или до еды), то хорошо бы сменить эту деятельность более активной |
3–4 (вторая младшая) |
Интерес к играм в парах |
- дидактические игры с картинками;
- складные кубики;
- мозаика;
- пазлы;
- разноцветное домино;
- геометрическое лото.
|
- «Чьи детки?» (закрепить знания о домашних животных и их детенышах);
- «Сложи квадрат»;
- «Садовник» (ведущий выбирает садовника, который смотрит на картинку и, не называя, описывает овощ/фрукт).
|
7 минут |
Работа направлена на развитие речи |
4–5 лет (средняя) |
Работа в микрогруппах (3–4 человека) |
- дидактические игры с картинками;
- кубики;
- пазлы;
- лото (с картинками);
- домино (с картинками);
- шашки;
- бродилки.
|
- «Четвёртый лишний»;
- «Сложи узор»;
- «Поможем кукле» (закрепить знания о предметах и их предназначении);
- «Где это можно купить?» (на большие карточки с магазинами дети кладут картинки с изображением продуктов).
|
7–8 минут |
5–6 лет (старшая) |
Осознанное участие в командных играх |
- дидактические игры (например, парные картинки);
- кубики;
- лото;
- домино (с картинками и цифрами);
- шашки;
- бродилки.
|
- «С какого дерева листок» (дети берут карточку с изображением листочка и определяют, с какого дерева он слетел);
- «Летит, плывёт, едет» (закрепить знания о видах транспорта: наземном, воздушном, водном).
|
10 минут |
Совмещение физической активности взрослого и ребёнка |
6–7 лет (подготовительная) |
Нетерпимость по отношению к помощи взрослого |
- дидактические игры;
- лото (с картинками, цифрами и буквами);
- домино (классическое);
- шашки;
- бродилки;
- шахматы (если программой предполагаются занятия этим видом спорта).
|
- «Шиворот-навыворот» (подбор противоположных понятий, например, ведущий выкладывает картинку с осенью — дети описывают весну и пр.);
- «Кому что нужно для работы?» (закрепить знания об орудиях труда, воспитывать интерес к труду взрослых).
|
10–12 минут |
Дети учатся комментировать свои действия при высокой самостоятельности выполнения зад |
Также предлагаем Вам ознакомится с подборкой игр для детей дошкольного возраста, представленной на сайтах: