В нашем детском саду мы очень стараемся обеспечить всестороннее развитие детей. Вот и в этот раз каждая группа совместно с администрацией детского сада и родителями создали свой передвижной мини-музей.
Создание мини-музеев является неотъемлемой частью музейной педагогики. Занятия, проводимые в мини-музее, закладывают основы гуманизма, предоставляют дошкольникам возможность прикоснуться к истории народных промыслов, родного города, края, оказывают помощь в процессе формирования уважительного отношения между родителями и детьми, способствуют сближению детского сада и семьи.
Важная особенность мини-музеев в ДОУ - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно. Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». Мы придаем особое значение такой педагогической возможности мини-музея как максимальное и системное использование принципа наглядности, о котором упоминалось выше, а именно — демонстрация экспонатов, возможность к ним прикоснуться. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными на занятиях и в свободной деятельности. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Но самое главное, что наши мини-музеи мобильны. То есть экспонаты каждого мини-музея могут с легкостью «путешествовать» из группы в группу, знакомя наших воспитанников со все новыми и новыми народными промыслами.
Так в группе № 10 был организован Музей уральского камня. Знакомство детей с уральскими самоцветами началось еще прошлой осенью: была организована выставка камней, ребята готовили и презентовали проекты о понравившихся камнях. На основе их рассказов воспитателями группы была составлена книга, с которой может ознакомится любой посетитель мини-музея.
А самое главное на «базе» мини-музея в группе теперь функционирует мастерская по изготовлению украшений и сувениров из «уральских самоцветов» (пластилин, бумага, тесто и др.). Вот, например, совсем недавно наши юные ювелиры группы изготовили перстни с хризолитами, аметистами, голубыми агатами....
А какие чудесные браслеты изготовили девочки…
В группе № 9 организовали чудесный мини-музей Хохломской росписи. Здесь есть и чашки, и ложки, разносы и тарелки, и даже стул со столом расписаны в этой технике. А ребята группы на занятиях по ИЗО расписывали бумажные "досочки" .
Есть и в других группах замечательные мини-музеи: Музей жостовской росписи (группы № 5), Музей гжельской росписи (группа № 12), Музей мезенской росписи (группа № 2), Музей берестянных изделий (группа № 11).
Мы уверенны, что существование мини-музеев в нашем детском саду не только способствует всестороннему развитию детей, а также сплачивает коллектив воспитателей, родителей и детей. И очень надеемся, что коллекции мини-музеев будут пополняться и расширяться!