Если ребенок медлителен по природе своей.
Как правило, медлительность связана с врожденной особенностью нервной системы - слабой подвижностью нервных процессов. Такой ребенок делает все медленно: думает, говорит, даже двигается, у него замедленные реакции... И самое интересное, это не является болезнью или отклонением, это просто его особенность жизни.
Как медлительному ребенку помочь преодолеть трудности?
- Главное понять, что темп работы не зависит от желания ребенка. Поэтому не нужно торопить его. Если его постоянно подталкивать, он может начать суетиться, разговаривать. Но работать быстрее не станет, результат останется прежним. Поэтому просто ожидайте, пока он сделает задание, и лишь потом переходите к следующему.
- Помните, что медлительному ребенку трудно переключаться с одного вида деятельности на другой. Не отвлекайте его дополнительной информацией, пока он занят предыдущим заданием. Он либо не воспримет ее, или просто не сможет понять, о чем вы ему говорили.
- Условия работы, обстановка для занятий должны быть привычными.
- Не пытайтесь сделать задания следующего урока дома. Этим вы не только не поможете ребенку, но и перегрузите его дома. А полноценный отдых - это один из залогов дальнейшего успеха.
- Решите, что для вас важнее: оценки любой ценой или психологический комфорт вашего ребенка. Да, он вряд ли уложится в норматив по скорости чтения, да и писать будет медленно. Но разве лучше, если страдает его самооценка, если он без желания ходит в школу или в детский сад?
А можно ли сделать так чтобы ребенок стал хоть чуточку быстрее?
Можно, если правильно и вовремя подойти к данной проблеме. Начните тренировать ребенка еще до школы, в 4-6 лет.
Можно использовать различные компьютерные игры-стратегии, особенно те, где ребенку нужно быстро ориентироваться на экране. Если же нет такой возможности, используйте игры со сменой движений, например, "День - ночь". Взрослый ведет игру, называя в случайном порядке время суток. В ответ на слово "день" ребенок начинает перемещаться по комнате, может бегать. При слове "ночь" – тотчас замирает и не двигается. Можно использовать другие движения: хлопки в ладоши, постукивание карандашом по столу (вы стучите или хлопаете, ребенок повторяет в нужном темпе). Можно рисовать палочки. Постепенно ребенок научится управлять темпом своих движений, ускорять и замедлять их. Но главное - занятия должны быть постоянными и интересными для ребенка.
Подводя итог, скажу, не всегда обязательно, что у медленного ребенка будут проблемы с успеваемостью в школе, однако если вы все же поможете ребенку быть чуть-чуть быстрее, создадите ему уют в семье, вы дадите ему возможность не быть «белой вороной», когда он один не успевает всегда что-либо дописать или доделать со всеми. И тем самым убережете его от комплекса «вечного аутсайдера».
Консультацию для родителей подготовила педагог-психолог МБДОУ ЦРР ДС № 425 - Краснопеева А.П.