Второй месяц
На втором месяце жизни ребенок уже становится более подвижным. Он постепенно начинает осваивать движения руками и ногами, пытаться управлять ими осознанно. Между 1 и 2 месяцами жизни карапуз может:
- улыбаться. Между 1 и 2 месяцами жизни происходит важное событие: малыш пробует улыбаться осознанно;
- поднимать голову из положения лежа на животе. В начале месяца 1-2 сантиметра на несколько секунд. Но, если предлагать крохе лежать на животике как можно чаще, то очень быстро можно заметить, как с каждым днем высота поднятия головы становится больше, длительность удержания возрастает. К двум месяцам кроха может поднимать голову на высоте до 5-7 см и удерживать ее несколько минут;
- узнавать маму и фокусировать взгляд на игрушке, которая издает звук. Взгляд месячного малыша меняется, становится осмысленным. Эти изменения происходят, благодаря изменениям, происходящим в зрительных центрах головного мозга. После рождения все пространство вокруг ребенка было мутным и неразличимым. На втором месяце жизни формирование зрительного восприятия позволяет карапузу начинать различать отдельные черты в предметах и людях, элементы, запоминать их. В этот период важно помогать крохе тренировать зрение: еженедельно заменяя гирлянды в кроватке, играя с ним погремушками во время утренних и вечерних процедур, разговаривая с ним лицом к лицу;
- начать заменять крик на новые звуки. Кроха может начать агукать, укать и акать. Между 1 и 2 месяцами жизни происходит зарождение “гуления”: основы будущей речи;
- пытаться удерживать голову без поддержки взрослого в вертикальном положении, поворачивать ее в нужном направлении. Если взрослые будут выкладывать кроху на живот 5-6 раз в день, делать массаж шеи новорожденному во время утренних процедур, то к 2-м месяцам кроха будет уверенно удерживать, поворачивать в разные стороны голову, начинать осваивать новые двигательные навыки: хватать руками предметы, находясь в вертикальном положении, подниматься на локотках вверх лежа на животе;
- хватать и удерживать в руке небольшую легкую погремушку. Между 1 и 2 месяцами жизни младенец может сделать это не только, благодаря врожденному хватательному рефлексу, но и целенаправленно: фокусировать взгляд и координировать движение рук и тела.
Третий месяц
Между 2 и 3 месяцами жизни ребенка ждут большие изменения. Он научится:
- ворочаться со спины на живот. Это умение осваивается детками с разной скоростью. Чтобы способствовать появлению этого навыка, необходимо с 2-х месяцев предложить ребенку выполнять специальное упражнение. Положите малыша на спину на ровную жесткую поверхность. Возьмите его за правую руку и нежно потяните его тело на левый бок. Второй рукой легко подталкивайте кроху в бочок, стимулируя переворот. Повторите упражнение в другую сторону. Для освоения этого упражнения достаточно несколько раз показать малышу, как это делается и он сам будет пытаться повторить его;
- самостоятельно держать голову в вертикальном положении без поддержки родителей, активно ворочать ею, реагируя на движения и звуки вокруг;
- осознанно упираться ногами в мамины руки или стену лежа на спине и животе, пытаясь переместиться. Врожденный рефлекс отталкивания постепенно угасает, сменяясь осознанным стремлением двигаться; тянуться к игрушкам лежа на животе, пытаться достать гирлянду, подвешенную над кроваткой, хватать предложенные мамой погремушки;
- смеяться. Обычно умение смеяться появляется в 2,5 месяца. Некоторые карапузы сразу начинают громко хохотать, другие делают это тихо, практически незаметно; гулить. В этот период из кроватки чаще можно услышать не крик, а самые разные звуки. Обычно гуление начинается с попыток малыша “пропеть” гласные, после чего к уже освоенным звукам добавляются согласные. К 3-м месяцам кроха сможет использовать изученные звуки для привлечения к себе внимания, а вы, ориентируясь по новым звукам, сможете быстро ориентироваться в желаниях карапуза (грустно ему, он хочет кушать или устал);
- концентрировать взгляд на одном предмете в течение 30 секунд, следить за движущимся на расстоянии в 0,5 метра предметом; тянуть игрушки в рот. Постепенно подчиняя движения рук, кроха с радостью начинает изучать не только внешний вид и звук предметов, но пробовать их на вкус. Не стоит мешать этому процессу, просто постарайтесь сохранять чистоту предметов, с которыми играет карапуз.
Четвертый месяц
Между 3 и 4 месяцами жизни кроха постепенно входит в быстрый темп освоения различных навыков и умений. Он меньше спит (от 14 до 18 часов), больше времени проводит, играя со своими руками и предложенными предметами. Все, что окружает кроху в это время ему очень интересно. На четвертом месяце жизни младенец научится:
- четко определять, откуда раздается звук, поворачивать голову в сторону звучания, искать глазами источник. К 4-м месяцам зрение ребенка улучшилось, он теперь может отличить предметы на расстоянии до 3 метров, мышцы шеи окрепли, вертеть головой ребенку не только легко, но и интересно, в головном мозге активно создаются зрительно-звуковые связи: кроха запоминает, какой звук издает определенный предмет;
- высоко поднимать голову лежа на животе. Младенец не только будет стараться поднимать голову, для увеличения обзора будет опираться на предплечья, руки. Чтобы простимулировать этот процесс, выкладывая ребенка на живот, старайтесь разложить вокруг него яркие игрушки. Кроха будет пытаться тянуться за ними, достать, чтобы потрогать, пошуметь, попробовать на вкус;
- в 3,5 месяца многие детки начнут пытаться подняться из положения лежа на спине, ухватившись за руки взрослого. Между 3 и 4 месяцами жизни мышцы спины еще недостаточно окрепли, чтобы ребенок мог удерживать себя в сидячем положении, поэтому достаточно предложить крохе немного приподняться вверх и сразу вернуться в положение лежа. Предлагайте подниматься понемногу вверх несколько раз в день, тренируя спину. Не нужно предлагать малышу в этом возрасте сидеть самостоятельно или в подушках. Детский позвоночник подвержен искривлению, как бы вам не хотелось, чтобы кроха быстрее сел, лучше ограничиться упражнениями;
- самостоятельно переворачиваться с живота на спину и обратно. Некоторые дети самостоятельно изменяют положение своего тела в 3,5 месяца, но большинство осваивают это умение ближе к 4-м месяцам. Стимулировать этот навык можно простыми упражнениями. Предложите малышу совершить переворот со спины на живот. Покажите, как можно вернуться обратно (вытянуть одну руку вперед и наклонить тело);
- управлять движениями ног. Наблюдая за ребенком 3-х месяцев жизни часто можно увидеть, как он быстро перебирает ногами, будто крутит педали велосипеда. Это очень хорошо. Эти простые движения позволяют ему тренировать мышцы ног, готовиться к ползанию, ходьбе. Между 3 и 4 месяцами жизни в ежедневном комплексе упражнений для младенца обязательно должны присутствовать тренировки для ног: сгибания ног в коленях, упражнение “ножницы”, воображаемая ходьба, массаж стоп;
- не только улыбаться и смеяться, но и агукать. Первое “агу” может появиться в начале 4-го месяца жизни, но большинство детей начинают тренировать этот навык ближе к 4-м месяцам.
Пятый месяц
На пятом месяце ребенок продолжает активно осваивать умение контролировать движения собственного тела, совершенствует зрение и слух, пытается освоить новые движения и умения. В течение 4 недель младенцы могут:
- уверенно поднимать голову лежа на спине. Теперь сын и дочка понимают, что мир намного больше, чем доступно взору ребенка из положения лежа и кроха пытается найти способ перейти в вертикальное положение самостоятельно. Младенцы между 4 и 5 месяцем активно тренируют мышцы спины, ног, рук через перевороты со спины на живот и обратно, попытки поднять голову и плечи лежа на спине, упражнения, предложенные взрослыми. В этом возрасте хорошо предлагать ребенку подниматься из положения лежа на спине вверх до 6 раз в день. Особенность выполнения — нельзя малыша тянуть или принуждать выполнять то, что он не может. Задача взрослого — предложить пальчики мамы или папы для подъема, упражнение должен выполнить малыш самостоятельно;
- проявлять индивидуальный интерес. Между 4 и 5 месяцами жизни вы столкнетесь с первым проявлением характера и индивидуальности своего сына или дочки. Теперь кроха может отталкивать вашу руку с игрушкой, требуя конкретный предмет;
- хорошо владеть движениями своих рук: хватать, тянуться, подносить к глазам предметы, отталкивать неинтересные вещи, мамину руку; начать “лепетать”. К простым “агуканью”, “лепету”, “гулению” начинают присоединяться попытки повторять простые слоги, игра с разными звуками.
Шестой месяц.
Приближаясь к полугоду, ребенок упорно стремится сесть. Практически весь месяц мальчики и девочки пытаются найти способ достигнуть желаемого умения и в большинстве случаев им это удается к 6-ти месяцам. Не расстраивайтесь, если ваш малыш самостоятельно не сядет к концу 6-го месяца, не пытайтесь самостоятельно усаживать ребенка. Предлагайте тренировать умение как можно чаще: делайте упражнение на поднятие туловища из положения лежа 5-6 раз в день. Кроме попытки освоить умение сидеть на 6-м месяце жизни мальчики и девочки учатся:
- подползать лежа на животе. Чаще всего на 6-м месяце дети осваивают движение назад по-пластунски. Чтобы помочь крохе понять, как можно передвигаться лежа на животе, введите в ежедневные упражнения специальную тренировку. Положите ребенка на живот. Поднимите одной рукой живот немного вверх, поставив младенца на четвереньки. Свободной рукой поочередно передвигайте руку младенца и противоположную ногу вперед, показывая как происходит движение. Постепенно малыш поймет принцип ползания, начнет самостоятельно передвигаться; лежа на животе высоко поднимать плечи, выгибая позвоночник;
- быстро переворачиваться со спины на живот и обратно, начинают ворочаться, удерживая игрушку в руках. Чаще всего это умение используется для изучения предмета, который был взят в руку в положении лежа на животе. Чтобы лучше рассмотреть, потрогать и попробовать на вкус предмет, карапуз переворачивается на спину;
- высоко поднимать ноги из положения лежа на спине. К 6-ти месяцам дети могут положить пальцы ног в рот;
- совершать разные движения руками для изучения предмета. Младенцы на 6-м месяце жизни начинают применять на игрушках методы изучения, предложенные взрослыми: трясут, похлопывают, стучат, крутят погремушки, могут найти спрятанную под пеленку вещь, сдернув с нее ткань;
- находясь в вертикальном положении вытянуть полностью ноги, разогнуть их в коленях в поисках опоры.
Седьмой месяц.
Второе полугодие 1-го года жизни ребенка отмечено важными изменениями в двигательных навыках. Большинство детей в начале 7-го месяца начинают самостоятельно сидеть. Младенцы могут использовать 2 способа перехода в вертикальное положение: подъем из положения лежа на спине. Для того, чтобы сесть, карапуз высоко поднимает голову и плечи, ставит одну из рук как опору. Из этого положения сидится; садится из положения стоя на четвереньках. Для подъема младенец поднимает тело на четвереньки и перемещает тело в сторону, усаживаясь на боковую часть таза. После этого, приближая руки к телу, поднимается вверх. Освоение новой плоскости (навык сидения) открывает перед ребенком новые перспективы развития. Теперь он видит и понимает, какие навыки нужно развивать. В течение 7-го месяца жизни многие малыши осваивают:
- ползание. Стоит заметить, что этот навык осваивается на 7-м месяце не всеми карапузами, некоторые предпочитают вначале начать ходить и учатся ползать спустя несколько месяцев. Какой бы путь не выбрал ваш ребенок — это норма; умение вставать в кроватке на колени или на ступни;
- узнавать предметы, услышав их название; в положении сидя играть обеими руками, перекладывать, стучать, трясти предложенные игрушки; пытаться собирать пирамидку из 3-5 элементов без учета размера колец;
- играть с предметами лежа на животе. Мышцы спины уже достаточно крепкие, чтобы малыш мог манипулировать одной рукой в этом положении; активно лепетать. В речи заметно все больше разнообразных слогов, сочетаний звуков, кроха может пытаться повторять за взрослыми легкие распевки (ла-ла-ла, ма-ма-ма).
Восьмой месяц.
Восьмой месяц жизни ребенка отмечен важными изменениями в умениях и навыках малыша. Кроха окреп, стал подвижный и больше не хочет рассматривать мир, сидя на одном месте. Теперь он может самостоятельно с помощью мамы, папы подниматься в кроватке или по мебели, активно и уверенно ворочает телом и головой в поисках интересной игрушки, с которой можно поиграть. Встав около дивана или кровати, карапуз может играть двумя руками одновременно, опираясь на мебель для удержания равновесия. На 8-м месяце жизни большинство малышей умеют:
- уверенно сидеть и играть в этом положении 2 руками. Чтобы достать игрушку, сын или дочка могут наклоняться вперед, опираясь на одну руку, поворачивать корпус, чтобы дотянуться до предмета, расположенного справа или слева;
- ползать. Многие дети на 8-м месяце жизни начинают быстро ползать: некоторые делают это по-пластунски, другие — подняв высоко живот, третьи подползают на попе;
- играть самостоятельно. Между 7 и 8-м месяцами жизни дети начинают использовать целенаправленные действия для изучения предложенных предметов. В большинстве случаев, каждую новую вещь малыш изучает уже известными ему способами: стучит, кидает, крутит, пробует на вкус и т. д.;
- использовать навыки мелкой моторики в игровых целей. На 8-м месяце жизни, чтобы взять предмет, ребенок начинает использовать пальчики рук, а не ладошки;
- шагать, находясь в вертикальном положении, при поддержке мамы или папы. Возьмите ребенка под мышки или вытяните его руки вверх. Поставьте в таком положении на твердую опору. Он начнет пытаться переставлять ноги поочередно;
- применять новые способы изучения предметов после показа их взрослыми. Если показать малышу, как сортировать предметы, собирать вкладыши, пирамидку, то на 8-м месяце кроха очень быстро поймет, как это правильно делать;
- придерживать бутылочку, поильник во время кормления или питья. На 8-м месяце карапузы не только могут это делать, но и начинают проявлять самостоятельность, желание выполнять некоторые действия самому;
- показывать на названный взрослым знакомый предмет пальчиком. В головном мозге ребенка на 8-м месяце жизни уже сформировалось достаточно звуко-зрительных связей, чтобы быстро понимать значение слова и находить названный предмет;
Девятый месяц.
На 9-м месяце жизни ребенка продолжается процесс активного освоения умения стоять у опоры и совершенствуется умение ровно сидеть. Теперь кроха уже радостно встречает вас, стоя в кроватке или пытается идти вдоль стенки, ползти за вами по комнате. В движениях появляется скорость. Для малыша на 9-м месяце жизни не составляет труда перевернуться в любом положении в нужную сторону, достать предмет, находящийся в поле зрения. Большинство детей в этом возрасте активно пытаются освоить умение ходить, поэтому часто просят маму или папу придержать их за ручки. Кроме активного освоения ползания и ходьбы, на 9-м месяце жизни ребенок активно развивает мышление. Ему очень нравятся игры с руками: “сорока-ворона”, “ладушки” и т. д. В этом возрасте можно научить кроху махать ручкой, здороваясь или прощаясь. На 9-м месяце большинство детей осваивают умения:
- захватывать предмет 2 пальчиками. Аккуратно подводя большой и указательный палец к небольшому предмету, малыш пытается его схватить. Это умение называется “пинцетный захват” и оно полезно для развития мелкой моторики. Чтобы его усовершенствовать, можно предлагать ребенку кушать небольшие кусочки пищи руками, играть с мелкими предметами под особым контролем родителей;
- просить конкретный предмет у взрослых, указывая на него пальчиком. В этот период для отдельных любимых игрушек малыш может начать использовать определенные звуки и слоги;
- самостоятельно пить из чашки. Хорошо, если получится в этом возрасте отказаться от бутылочек и поильников, предложить ребенку совершенствовать новый навык. В первое время малыш будет обливаться, ронять кружку, но постепенно научится выполнять это действие правильно и аккуратно;
- понимать обращенную речь. В головном мозге мальчиков и девочек на 9-м месяце жизни происходит активный процесс создания образов предметов и действий в сочетании со словами. Ребенок начинает четко понимать простые фразы, обращенные к нему;
- снимать с себя носки в положении лежа на животе. Развитие ребенка на 9-м месяце жизни идет стремительно, каждый новый день кроха показывает новые знания и навыки, совершенствует уже приобретенные. В этом возрасте целесообразно начинать обучать кроху. К 9-ти месяцам малыш может успешно показывать пальчиком на себе и других людях основные части тела (рука, нога, живот, голова), пытаться имитировать звуки часто встречаемых животных (собака, кошка, корова и т. д.), узнавать их и показывать пальчиком в книжке. Основа занятий с детьми этого возраста — игровой формат. Во время совместной игры называйте и показывайте животных, части тела, бытовые предметы. Буквально за несколько занятий малыш запомнит их названия и с удовольствием покажет вам свои знания.
Десятый месяц.
На десятом месяце малыши продолжают активно развивать физические способности. Между 9 и 10 месяцами некоторые дети начинают делать свои первые самостоятельные шаги без опоры, но большинство малышей предпочитают совершенствовать навык ползания и ходить вдоль стеночки или мебели. Те малыши, которые предпочитают ползать, начинают делать это очень быстро, переходя от ползания по-пластунски, к передвижению с высоко поднятым животом. Умение достаточно быстро перемещаться по помещению становится первоочередной задачей для мальчиков и девочек. На 10-м месяце жизни малыши начинают активно участвовать в совместных играх с мамой и папой. Карапузам очень нравится толкать или катать мяч, возить машинку по полу или за собой на веревочке, пытаться строить из крупного конструктора башенки и стенки. В этот период многие дети с удовольствием используют машинки-ходилки или другие игрушки, которые можно использовать для опоры во время ходьбы, толкая перед собой. “Пинцетный захват” становится совершеннее. Малыш с удовольствием разглядывает крошки на ковре и пытается их собрать. На 10-м месяце жизни большинство детей овладевают более сложными навыками:
- точно реагируют на команду взрослого “покажи”, “дай”, “принеси”;
- начинают подражать танцу мамы или папы, пытаясь двигать ногами и руками; хлопают в такт песни;
- точно повторяют за родителями открытые слоги, легкие слова. Начинают говорить первые слова в правильном значении (мама, мяч, дом);
- играют одновременно двумя руками с разными предметами;
- ползая на четвереньках, совершают полный разворот по кругу;
- проявляют эмпатию к другим детям: плачут услышав плач другого ребенка, смеются в ответ на детский смех.
Одиннадцатый месяц.
На 11-м месяце жизни карапузы достигают новых побед в физическом, интеллектуальном и бытовом развитии. Наиболее яркие достижения между 10 и 11 месяцами:
- умение самостоятельно сидеть, сохраняя равновесие во время игры долгое время; навык ходьбы вдоль опоры или самостоятельно; способность использовать игрушки по назначению: строить башни из кубиков, возить машинку по полу;
- понимание и выполнение простых просьб взрослых: “дай”, “покажи”, “найди”, “принеси”;
- умение спускаться и подниматься по лестнице при поддержке взрослого;
- способность точно повторить разные слоги и звуки за взрослым;
- умение пить из кружки, первые попытки есть ложкой самостоятельно; умение хорошо прожевать предложенный небольшой кусочек твердой пищи;
- способность выбрать из 2 предложенных игрушек ту, которая интересует больше;
- способность повторить за взрослым простые игровые элементы, движения.
Двенадцатый месяц.
На 12-м месяце первого года жизни новые физические умения появляются не так часто, ведь малыш начинает больше времени уделять развитию своих познавательных навыков. У большинства детей на 12-м месяце уже есть набор умений, которые позволяют переходить к новым видам игр (подвижным, интеллектуальным и т. д.). Среди самых важных навыков можно выделить:
- умение сидеть прямо (первые несколько месяцев позвоночник ребенка, который сидит напоминал дугу), уверенно, продолжительное время. Когда малыш сидит он свободно играет обеими руками, поворачивает голову, корпус, наклоняется вперед;
- ползание. Между 11 и 12 месяцами дети, которые рано научились ходить начинают учиться ползать на четвереньках;
- Умение стоять у опоры или самостоятельно. Некоторые дети уже уверенно ходят, но этот навык не считается обязательным до года;
- поднимаются в положение сидя самостоятельно, переходят в положение стоя при помощи опоры. Возвращаются из положения стоя в положение сидя аккуратно или просто шлепаются на попу;
- осваивают умение залезать на невысокий стульчик, диван, другую мебель. Учатся правильно спускаться вниз;
- полностью раскрывают ладонь, чтобы схватить крупный предмет; указывают пальчиком на нужную вещь или показывают им на названный взрослым предмет;
- пытаются самостоятельно есть ложкой, пить из чашки; снимают носки, стягивают колготки; строят небольшие башни из 2-3 элементов;
- собирают пирамидку из 3-5 элементов без учета размера колец; учатся приседать на корточки и возвращаться в положение стоя;
- говорят простые слова. Используют минимум 1 слово в правильном значении;
- имитируют разные звуки: голоса животных, звуки техники, чихание, кашель;
- реагируют и выполняют простые просьбы взрослого; для выражения несогласия или отказа мотают головой;
- копируют действия, жесты, мимику взрослых; ходят по лестнице вниз и вверх за руку со взрослым.
Источник Kukuriku - Все о детях и для детей: https://kukuriku.ru/razvitie/kalendar/do-goda/