Физиологические изменения. К году большинство детей осваивают ходьбу. Происходят изменения во всех органах и системах:
Легочная система. Малыш начинает глубоко дышать, легкие лучше насыщают организм кислородом. Количество движений, совершаемых ребенком в 1-2 года, постоянно увеличивается. Активность способствует ускорению кровотока, кислород быстрее попадает к каждой клеточке организма, обеспечивая быстрый рост;
Сердечно-сосудистая система. Увеличенное в размерах сердце может за один раз пропустить больший объем крови, поэтому количество сердечных сокращений в минуту становится меньше. Если при рождении у ребенка был пульс 110 — 170 ударов в минуту, то к 1 году количество ударов в норме 95 — 155, а к 2-м годам 90 — 140;
Пищеварительная система на 2-м году жизни продолжает свое развитие. Ребенок уже переходит на общий стол, но многие продукты еще не могут перевариваться (грибы, копченые и жареные продукты и т. д.); Иммунная система, полученная от мамы через грудное молоко, постепенно утрачивается, кроха начинает вырабатывать собственный защитный механизм. Очень часто детки в 1-2 года болеют вирусными инфекциями. Для ранней выработки собственного иммунитета рекомендуется проводить закаливающие процедуры, использовать домашние способы поддержания здоровья ребенка;
Зрение и осязание на 2-м году жизни продолжает активно развиваться. Малыш начинает различать не только основные цвета спектра, но и их оттенки. С 1,5 лет начинается первый этап развития мелкой моторики.
Опорно-двигательный аппарат становится совершеннее. Ребенку легче координировать собственные движения, приобретать новые физические навыки. Вестибулярный аппарат позволяет быстро осваивать ходьбу, а затем и бег.
Между первым и вторым годом жизни изменения происходят и во внешности ребенка. “Младенческий пушок” полностью пропадает, на его месте растут более плотные, блестящие волосы.
Идет активное появление молочных зубов. У большинства детей к первому году уже есть минимум 4 зуба, а к двум годам могут появиться все 20 молочных зубов. Время появления зубиков у детей индивидуально. В норме все молочные зубы должны появиться к трем годам, поэтому если у вашего карапуза к двум годам есть только 10 зубов, не стоит волноваться.
Физическое развитие. На 2-м году жизни самым важным навыком для ребенка становится ходьба. Если в один год большинство детей еще используют опору, чтобы встать, и боятся отпустить руку взрослого, то к 1,5 годам самостоятельные прогулки уже не вызывают трудностей у карапуза.
Развитие крупной моторики ребенка позволяет ему на втором году жизни освоить умение ходить по лестнице. В начале периода кроха держится за руку взрослого, к 2-м годам может спускаться и подниматься самостоятельно. Но не стоит оставлять ребенка в этом возрасте без страховки на лестнице. Старайтесь всегда поддерживать сына или дочку, охраняя от падения.
Координация рук на втором году жизни ребенка позволяет ему начать осваивать некоторые навыки самообслуживания. Уже в год кроха может успешно есть ложкой кашу, пить из кружки или чашки. Ближе к 1,5 годам карапуз начинает проявлять интерес к самостоятельному одеванию. Эти порывы стоит поддерживать, даже если на подготовку к выходу на улицу будет тратиться больше времени.
Психическое развитие. Между 1 и 2 годом жизни психика ребенка еще очень несовершенна, идет процесс развития всех основных направлений нервно-психического восприятия, развиваются умения воспринимать, анализировать и преобразовывать полученную информацию в конкретные знания.
В этот период происходят важные процессы, которые в будущем помогут малышу освоить большой объем знаний, выстраивать отношения с другими людьми, воспринимать собственную личность. Для детей 1-2 лет характерны следующие нервно-психические особенности:
- все эмоции, которые испытывает ребенок, одинаково сильны. Кроха еще не умеет справляться с радостью и обидой , грустью, любопытством. В 1-2 года важно контролировать количество эмоциональных событий, ограничивать малыша от состояния постоянного возбуждения. Для снижения интенсивности эмоциональных проявлений нужно придерживаться одинакового режима дня. Когда малыш в одно и то же время ложится спать, кушает, играет и занимается у него меньше причин для беспокойства. Посещения гостей или шумных мероприятий лучше избегать или посещать их не чаще, чем раз в месяц;
- ребенок в 1-2 года эгоистичен. Психическое развитие в этом возрасте не предполагает умения думать о ком-то другом, кроме себя. Не пытайтесь взывать к совести или сочувствию, эти эмоции придут позже, ближе к 3-м годам;
- постепенно дети перестают опасаться незнакомых взрослых людей, могут идти с ними на контакт. У ребенка появляются новые опасения: некоторые дети боятся собак, другие — громких звуков, третьи — пылесоса. Эти страхи появляются из-за непонимания, почему животное или предмет издает странные звуки;
- дети в 1-2 года не имеют воображения, все их игры — шаблонные действия. Чтобы малыш мог занять себя сам, его нужно научить играть. Вследствие отсутствия воображения поведение ребенка от 1 до 2 лет — это копирование ближайших взрослых. Если вы хотите выработать особенные привычки, научить определенной модели поведения, то постарайтесь вести себя соответственно предложенному образу;
- нервно-психическое развитие детей от 1 до 2 лет отличается от следующих возрастных периодов отсутствием контроля желаний. Малыш между 12 и 24 месяцами не понимает, чего он хочет, правильнее сказать, что он хочет всего сразу. Чтобы общение с ребенком не ставило вас в тупик, не предлагайте ему более одного занятия на выбор. Если кроха отказывается играть с машинкой, то уберите ее и только после этого достаньте мяч;
- на 2-м году жизни дети начинают понимать похвалу и им очень нравится, когда взрослые отмечают их достижения. Для гармоничного познавательного развития нужно хвалить ребенка как можно чаще, но за действительно важное действие;
- с 1,5 лет дети способны запоминать новые места, начинают легче адаптироваться к новым обстоятельствам. До этого возраста большинство детей реагируют на смену обстановки капризами и сильным возбуждением. С 1,5 лет малыши начинают изучать новое пространство и в присутствии мамы быстро к нему привыкают;
- На 2-м году жизни в психике малыша зарождается стремление к самостоятельности. Он с удовольствием подставляет ручки для надевания кофточки в 12 месяцев, с 15 — 18 месяцев предпринимает попытки самостоятельно одеваться и раздеваться. К 2-м годам некоторые малыши могут сами обуваться и разуваться. Кроме этого, на втором году жизни дети учатся самостоятельно выполнять основные гигиенические процедуры, пользоваться мылом, следить за своим внешним видом. Рекомендуется поддерживать это стремление, даже если для самостоятельного выполнения действия нужно потратить больше времени.
Развитие речи. Развитие речи на 2-м году жизни идет активно. Ежедневно можно наблюдать, как расширяются пассивный и активный словарь ребенка.
Таблица речевого развития детей от 12 до 24 месяцев
возраст |
умения |
12-15 месяцев |
- употребляют до 30 слов и их упрощенных форм;
- правильно выполняют простые просьбы родителей (дай, отойди, принеси);
- могут выбрать названный предмет из предложенной группы вещей;
- правильно понимают простые глаголы;
- знают и реагируют на слова-запреты (нельзя, нет);
- хорошо ориентируются в именах близких людей;
- имитируют звуки живой природы, пытаются подражать звучанию техники;
- любят слушать сказки, просят жестами повторить понравившийся сюжет;
- указывают на знакомые части тела, одежду, игрушки;
- часто используют облегченные варианты слов (би-би, ав-ав, ба-ба);
- пытаются подпевать знакомым песенкам;
- могут повторять простые слова вслед за взрослым.
|
15-18 месяцев |
- используют около 40 слов и словесных форм;
- хорошо понимают значения слов “кто”, “где”, “что”;
- показывают на части тела, предметы по просьбе взрослого;
- совершают простые действия, гигиенические процедуры по просьбе родителей;
- показывают на предмет названного цвета;
- правильно реагируют на обращенную речь, понимают сказанное;
- активно подражают взрослым и детям, пытаются повторять слова;
- для передачи своих мыслей активно пользуются мимикой, жестами.
|
18-21 месяца |
- в активной речи около 60 слов;
- речь чаще проявляется в эмоционально значимых ситуациях;
- появляются попытки соединить несколько слов в единое предложение. Чаще всего это имя взрослого, к которому обращено предложение, и глагол (мама, дай! папа, на!);
- легко понимают и выполняют простые просьбы, состоящие из нескольких действий;
- правильно реагируют на запреты;
- уверенно и правильно показывают основные части тела;
- начинают обобщать предметы по признакам, использовать слова-обобщения;
- при помощи слов, мимики, жестов активно участвует в обсуждении прочитанного сюжета, опираясь на картинку;
- произносить простые слова;
- ориентироваться в вопросительных словах, правильно на них реагировать;
- подражать речи мамы или папы;
- использовать глаголы действия;
- подпевать знакомым песенкам, договаривая последние слова.
|
21-24 месяца |
- в активной речи около 50 четких слов, около 300 упрощенных форм;
- пытаются проговаривать сложные слова, часто заменяют сложные места более легкими по звучанию;
- отвечают на вопросы о голосах животных, успешно имитируют звуки предметов, машин;
- пробуют выстраивать простые предложения до 5 слов;
- знают и пытаются называть свое имя и фамилию;
- поют, часто используя лепетные слова;
- активно обсуждают картинки в книге, отвечают на вопросы об изображениях;
- выполняют последовательно просьбу взрослого, состоящую из 3-5 действий;
- подпевают песням, договаривая последние слова в строчке;
- для обозначения собственных действий используют глаголы;
- пытаются назвать основные части тела;
- в речи появляются местоимения, наречия, предлоги, прилагательные;
- рассказывая о себе, говорят в третьем лице;
- используют оценочные слова (умный, красивый, большой), рассказывая о себе.
|
Уход. Настала пора учить кроху выполнять основные гигиенические процедуры самостоятельно. За 12 месяцев нужно научить его самостоятельно:
- чистить зубы;
- мыть руки перед едой, после улицы, по необходимости с использованием мыла;
- мыть лицо;
- после умывания и мытья лица и рук вытирать их тщательно полотенцем;
- сохранять опрятность;
- пользоваться горшком или проситься у взрослого (с 15-18 месяцев);
- с 15-ти месяцев можно предложить малышу учиться самостоятельно расчесывать волосы.
Обучение этим навыкам проводится под тщательным контролем взрослого. Покажите, как это делается на собственном примере, после этого помогите произвести процедуру самостоятельно. В первое время малышу будет сложно выполнять простые гигиенические процедуры правильно, но со временем он освоится и привыкнет к ежедневному самостоятельному уходу за собой.
Источник Kukuriku - Все о детях и для детей: https://kukuriku.ru/razvitie/kalendar/ot-1-do-2-let/